Смекни!
smekni.com

Готический стиль в эпоху Западноевропейского Средневековья (стр. 4 из 4)

Знаменитый собор Парижской Богоматери – самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник французской готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но собор Парижской Богоматери по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается современниками как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.

Реймский собор (где короновались французские короли, и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрским собором – также вершины французской готики и, значит, всей французской готической архитектуры.

Особой благодарности достоин готический мастер, создавший такую подлинную жемчужину высокой готики, как Сент-Шапель в Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл. Чудесен ее интерьер: вместо стены – ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкой изящнейших архитектурных форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода, доводя их динамику до самого пола. Стремительность взлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.

3.2 Готический стиль в Германии

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика как бы созданы друг для друга. Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами.

Гордость Германии – Кёльнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Гордость Франции – Амьенский собор послужил прототипом для Кёльнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кёльнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, – во Фрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурном шатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня – "самое высокое и ясное откровение готической мысли".

3.3 Готический стиль в Англии

Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и французской сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье. Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она и переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство, а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время.

Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера – таковы отличительные черты английского готического зодчества. Очень впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери (1220 – 1270 гг.) или в Линкольне (11 – 14 вв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единое целое.

3.4 Готический стиль в Италии

Итальянский художественный гений шел своим особым путем, наметившимся уже в романскую пору. Конечная цель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. Рост городов, нарождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды самой его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь не ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (13 – 14 вв.), так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей "невестой", ощущается прежде всего ясная уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (9 – 16 вв.) и Дворец Ка д'Оро (первая половина 15 в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Примечательно, что во Дворце дожей обычные архитектурные принципы решительно нарушены. Массивный блок огромной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Но это не кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы утрачивает свою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диагонально поставленных квадратных плит. За исключением Италии, где его вытесняли освежающие ренессансные веяния, готический стиль был, как правило, обязательным в зодчестве, поощряемом католической церковью.


4. Современное понимание готики

Можно с уверенностью сказать, что "современная" готика почти ничем не связана с классическим готическим искусством европейского средневековья. В современном мире готика, как искусство, проявляется в основном только в музыке. Но в общих чертах готика представляется, как неформальская субкультура. Людей, которые относятся к этой субкультуре, называют готами.

Готическая субкультура темна и мрачна. Она не полна ярких красок, как, например, готическая архитектура 12 века. Она отвергает золото, чего не скажешь о живописи средневековья. Современная готика черна, как ночь, красна, как кровь, бледна, как сама смерть. Готы же замкнуты в себе, страдают частыми депрессиями, меланхолией, повышенной ранимостью. Готы – это романтики, которые депрессивно относятся к жизни. Они утонченно чувствуют все самое прекрасное. Они пристрастны к сверхъестественному.

Современная готика стремится к самовыражению, как и почти каждый, в кого она вселилась. Самовыражение проявляется через живопись, поэзию, музыку и другие виды искусства. Также оно проявляется через сам внешний вид. Пристрастие к черному цвету волос, ногтей, одежды. Но не было бы правильно считать, что человек, не имеющий соответствующий внешний вид, не является готом. Можно одеваться по стандарту, но быть готом. Можно не слушать готическую музыку, но быть готом. Но вряд ли человек, имеющий имидж гота, будет утверждать, что она таковым не является.

Чувство готики – это очень сложное чувство. Оно может быть, как жаждой творчества, так и пристрастием к смерти. Нельзя сказать, что такое готика, в одном точном и едином предложении. Сколько готов – столько и мнений. Каждый чувствует ее в себе по-разному. В одних она проявляется сильнее, в других слабее.


Список используемой литературы

1. М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. "История зарубежного искусства". Москва, 1983.

2. Кон-Винер. "История стилей изобразительных искусств", Москва, 2000.

3. Л. Любимов. "Искусство Западной Европы". Москва, 1976.

4. "Искусство средневековья", справочник. Москва, 1980.