Смекни!
smekni.com

Готический стиль в эпоху Западноевропейского Средневековья (стр. 1 из 4)

Министерство культуры РФ

Кемеровский Государственный Университет Культуры и Искусства

Готический стиль в эпоху Западноевропейского Средневековья

Кемерово 2009


Содержание

1. Общее представление о готическом искусстве

1.1 Зарождение готики

1.2 Готическая архитектура

1.3 Готическая скульптура

1.4 Готическая живопись

2. Этапы развития готического искусства

2.1 Ранняя готика

2.2 Высокая готика

2.3 Поздняя готика

3. Готика в разных странах Европы

3.1 Готический стиль во Франции

3.2 Готический стиль в Германии

3.3 Готический стиль в Англии

3.4 Готический стиль в Италии

4. Современное понимание готики

Список используемой литературы


1. Общее представление о готическом искусстве

1.1 Зарождение готики

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Сам термин "готика" появился в эпоху Возрождения как насмешливое прозвание "варварской", не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья. Есть предположение, что слово "готика" впервые употребил знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль в докладе Папе римскому Льву X о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима все той же "варварской архитектуры", противопоставляя ее "римской". "Готическим" первоначально именовали вообще все средневековье и лишь затем – его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля. Готика – подлинный венец средневековья, это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы башен, симфония света, камня и стекла.

Готический стиль поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Готическое искусство осталось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущается новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения. Готическую архитектуру сравнивали с утренней зарей. Также эта образная характеристика может быть отнесена и ко всему готическому искусству.

Основным стимулом формирования искусства готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли.Средоточием духовной жизни стал городской собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Именно собор занял основное место в готическом искусстве. Во времена формирования готики возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров – провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивающие духовенство, в храмах устраивались "нечестивые мессы" и шутовские процессии.

В средневековых городах 12 – 13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, даже уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в. – время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130 г. появляются новые формы, положившие начало ранней готике. Готический стиль в Западной Европе достиг своих вершин на этапе высокой готики в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. Этот этап называли поздней, или пламенеющей готикой.

От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью и изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры.

1.2 Готическая архитектура

Архитектурный облик Западно-Европейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями – соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников и ткачей. Строительство осуществлялось не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные остроконечные крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции и разыгрывались духовные драмы – мистерии.

Готический собор, по сравнение с романским, – новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих выложенных из камня ребер-нервюр <нервюра – каркасная арка>, внутренние и внешние контрфорсы <контрфорс – опорный столб>. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. Главный неф <неф – главное продольное помещение собора> делился на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы – столбы-пилоны с помощью аркбутанов <аркбутаны – открытые опорные полуарки>. Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Характерная особенность готической архитектуры – арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливала легкость и энергию архитектурных форм.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутренне пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боговых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами <вимперги – остроконечные завершения над окнами и порталами> рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор в "симфонию света и тени".

1.3 Готическая скульптура

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно Богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме, олицетворяющем образ вселенной, наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Арки порталов, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах <трансепт – поперечный неф>, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. По выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки – краббы, а шпили увенчались цветком – крестоцветом. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.