Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Здание Камероновой галерей служило залом для парадных обедов и прогулок в плохую погоду. Оно сооружено в 1783-1787 годах. Белая ионическая колоннада из сорока восьми колонн, над мощным цокольным основанием. Вдоль колонн установлены бронзовые копии бюстов римских императоров, всемирно известных ученых, философов, поэтов. Со стороны озера галерею завершает грандиозная лестница. Внизу широкая, фланкированная мощными пилонами, служащими постаментами для огромных бронзовых статуй Геркулеса и Флоры, она раздваивается и изгибается вокруг площадки первого этажа[7].
С северо-запада к Камероновой галерее примыкают Холодные бани - уникальный комплекс сооружений, воссоздающий облик античных римских терм. В первом этаже - помещения для купаний. Во втором - шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений. Архитектурное оформление полностью выдержано в духе римской античности, соединяющей геометричность линий и богатство декоративного убранства. Цокольный этаж выложен массивными блоками пудостского камня.
Главный фасад второго этажа павильона обращен к висячему саду и Камероновой галерее и обустроен такими же, как на галерее, колоннами ионического ордера.
Свою приверженность к античному искусству Ч. Камерон демонстрирует не только на фасадах, но и во внутреннем устройстве и планировке здания.
Галерея Камерона – лучшее из произведений зодчего. В ней в полной мере сказалось присущее ему умение, творчески используя образцы античного искусства, создавать совершенные по формам и пропорциям сооружения[8].
Царскосельский Лицей
В год окончания строительства Камероновой галереи И.В. Неелов начал работы по возведению напротив дворцовой церкви четырехэтажного флигеля, соединенного с дворцом широкой аркой, переброшенной через Садовую улицу. Это новое здание предназначалось для дочерей Павла Петровича и сохранило неизменным свой первоначальный облик.
Композиция его главного фасада, обращенного в сторону дворца и дворцовой церкви, была обусловлена необходимостью объединить новый флигель и старый церковный корпус в целостный архитектурный организм. Неелов сумел очень тактично и умело подойти к стоявшей перед ним задаче включения в барочный дворцовый ансамбль нового здания, решенного в формах классицизма.
Переход, соединяющий новый флигель с церковным флигелем екатерининского дворца, Неелов решил мастерски. Его стены прорезаны тремя арками – средней широкой и двумя боковыми узкими. Арки красиво прорисованы и удачны по пропорциям[9]. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей.
Постройкой флигеля завершилось формирование ансамбля большого Екатерининского дворца.
В 1811 году В.П. Стасов приспособил этот флигель для вновь созданного учебного заведения – Лицея.
В 1844 году, после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. В послевоенное время коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А. Кедринского восстановил интерьеры.
Павильон «Эрмитаж»
В середине 18 века придворцовый парк украсился павильоном «Эрмитаж».План Эрмитажа был разработан М.Г. Земцовым в 1744- 1754 годах. Изумительный по красоте маленький шедевр русской барочной архитектуры, павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке Царского Села в 1756 году был полностью завершен по проекту Ф.Б.Растрелли[10]. Эрмитаж можно справедливо считать шедевром садово-парковой русской архитектуры.
Композиция плана Эрмитажа обусловила особенности его внешнего облика. Вблизи фасады предстают в очень сложных ракурсах. Издалека, из аллей, ведущих к павильону, они видны только частями.
Композиционная основа характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Ф. Растрелли, также принявший участие в постройке павильона, обогатил фасады колоннами из пудостского известняка. Благодаря этому Эрмитаж производит впечатление затейливой раззолоченной игрушки. Фасады на малых фронтонах украшают аллегорические статуи, вазы, лепные украшения. Два больших фронтона оформлены клеймами с сидящими фигурами. На окнах и дверях сделана декоративная обработка.
Неразрывная связь с окружающим пространством, композиционная целостность, изумительное мастерство пластической разработки фасадов и, наконец, глубокое и полное воплощение идеи синтеза архитектуры, живописи и скульптуры в декоративном оформлении Эрмитажа ставят его в один ряд с высшими достижениями русской и мировой архитектуры 18 столетия[11].
Палладиев мост
В Екатерининском парке есть строение, восходящее к архитектурным образам Итальянского Ренессанса, - Палладиев мост, или Сибирская мраморная галерея. Мраморный мост представляет собой гранитную колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по обе стороны лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки Мраморного моста расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над пролетами малых арок. Они связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами забраны балюстрадами из фигурных балясин. За основу композиции моста его автор В.И. Неелов взял проект выдающегося зодчего Ренессанса Андреа Палладио. Мост выполнен из различных пород сибирского мрамора, мост-галерея был установлен в 1774 году.
Адмиралтейство
На южном берегу большого пруда, Екатерининского парка, обращает на себя внимание Адмиралтейство.
Адмиралтейство – одно из самых удачных произведений Неелова В.И. Адмиралтейство - симметричный ансамбль из трёх павильонов, которые имеют своеобразный силуэт, напоминающий крепостные сооружения. На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом. Башни увенчиваются зубчатыми парапетами Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен - это все свидетельство увлечения мотивами готической архитектуры в украшении парков второй половины 18 века. Здания Адмиралтейства были построены в память присоединения Таврической области к России и прославляли морские победы России.
В 20-е гг. XIX в. по проектам А.А. Менеласа возведены архитектурные сооружения в духе средневековой готики - Белая башня, Арсенал, Шапель и другие. Они придали парку своеобразный романтический характер. За длительный период развития Царского Села поколения талантливых мастеров сумели объединить здания, характерные для архитектуры барокко классицизма и романтизма, в единый ансамбль.
Александровский дворец
На территории архитектурного ансамбля Царского Села, в северной части Александровского парка, среди живописных пейзажей стоит замечательный дворец с двухвековой историей. Это Александровский, или Новый, Царскосельский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II . В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена.
Проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Дж. Кваренги. По общему замыслу, по архитектурным формам он был одинаково чужд и барокко, и исканиям переходного периода, нашедшим своё отражение в псевдокитайских парковых сооружениях[12]. Строил дворец также и архитектор П. Неелов. В последующей отделке и перестройке интерьеров Александровского дворца участвовали такие известные архитекторы, как Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, В.П. Стасов, А. Тон, Д. Ефимов, А. Штакеншнейдер, А. Видов, С. Данини, Р. Мельцер. Дворец в стиле классицизма представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам. В центре главного северного фасада — великолепная сквозная колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Дворец открыт со всех сторон. Его фасады, почти лишены украшений, легко обозримы[13].
Интерьеры дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, также соответствовали классическим канонам.
В конце 1760-х и в 1770-х годах в русской архитектуре широко распространилось увлечение так называемыми «ложными» стилями – готическим и китайским. По существу в них не было ничего ложного, как и в сооружениях, повторяющих форму античного зодчества. Самым ранним памятником псевдоготики в царском Селе было Адмиралтейство[14].
В конце 18 века в Царском Селе возник целый комплекс «китайских» сооружений. В 1777-1779 годах в Александровском парке по проекту А. Ринальди и И.В. Неелова был построен придворный Китайский театр; в 1778-1786 годах в Екатерининском парке, напротив Китайской деревни по проекту Ю.М. Фельтена – Китайская беседка[15].