Федоровский городок
В начале прошлого столетия на части территории Александровского парка началась постройка зданий Фёдоровского городка. В эти годы в русской архитектуре получил распространение стиль модерн, культивировавшийся на Западе. Однако передовые архитекторы, такие, как И.В. Жолтовский, А.И. Таманян, И.А. Фомин, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, выступали против этого направления и предпринимали попытки возрождения композиционных приемов и мотивов русского зодчества 18-начала 19 столетия, а А.В. Щусев обратился к формам древнерусской архитектуры.
Архитекторами, построившими Фёдоровский городок – глубоко своеобразный по замыслу, обширный ансамбль, решенный в формах древнерусского зодчества, были В.А. Покровский и С.С. Кричинский.
Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов и обнесённых оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и функциональный характер — она служила переходом между зданиями. В его архитектуре прослеживается подражание владимиро-суздальской и московской архитектуры XII—XVII веков. В плане комплекс представляет собой неправильный многоугольник.
Из числа зданий Федоровского городка первым, в 1910 – 1912 годах, был построен Фёдоровский собор. Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года. Закладкой фундамента руководил академик А.Н. Померанцев, а проект храма и дальнейшее его строительство осуществил архитектор академик В.А. Покровский. Собор создан по образцу Благовещенского собора в Москве - домовой церкви семьи Романовых. Собор возведен на фундаменте из тесаного камня в точном соответствии с планом. Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом.
Вслед за постройкой собора началось строительство Фёдоровского городка, обнесенного каменной стеной с башнями по углам. Внутренняя планировка зданий городка - трапезная, офицерский лазарет, солдатский лазарет. В их оформлении использовались такие мотивы древнерусского зодчества, как наружные крыльца, переходы, шатры над башнями.
Строители Фёдоровского городка шли по пути воссоздания памятников русского гражданского зодчества 16-17 веков, но в свободной трактовке, без точного следования определенным образцам. Созданный ими ансамбль – интересное свидетельство творческих исканий русских зодчих начала 20 века[16].
Памятники воинской славы
Особое место в царском Селе занимают памятники воинской славы- выдающиеся художественные произведения.
По проекту В.П. Стасова на юго-восточной границе Екатерининского парка были сооружены ворота «Любезным моим сослуживцам»,в стиле ампир. Ворота были построены с необыкновенной скоростью: восемь цельных шестиметровых колонн и все детали отлили за несколько месяцев. Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес -100,5 т. Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа. Накладки в виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют массивность монолитных чугунных колонн. Ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа, удачно дополняет величие триумфальных ворот. Полностью ворота были собраны 19 августа 1817 года[17]. Ворота были поставлены в память войне с Наполеоном. На их месте в 1817 году стояла деревянная казарма для лейб - казаков, содержащих караул[18].
На самой окраине Екатерининского парка, высятся монументальные Гатчинские, или Орловские ворота. Сооруженные по проекту Ринальди в 1777-1782 годах, ворота, посвященные фельдцейхмейстеру Григорию Орлову[19]. Монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого, синеватого, розового и красного цветов. Первоначально Орловские ворота не имели металлических створ: сделанные спустя шесть лет после установки ворот по проекту Кварнеги, они, не смотря на тонкость рисунка и совершенство исполнения, нарушили замысел Ринальди, превратив триумфальную арку в ворота[20]. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество.
«София»
Вдоль южной границы Екатерининского парка, находится район Царского Села, часть которого когда-то носила название София. Уездный город София был основан здесь в 1780 году по проекту И. Лейма и Ч. Камерона.
В 1782 году на центральной площади Софии по указу Екатерины II был заложен каменный Софийский собор, спроектированный Ч. Камероном. Строительство собора было закончено в 1788 году.
Если Царское Село оставалось парадной резиденцией Ее величества, то София, с самого начала своего существования, строится как военное поселение. В квартале, образованном Кадетским бульваром и Саперной улицей, располагается комплекс построек в стиле древнерусского крепостного зодчества. В высокие крепостные стены встроены башни и жилые дома.
Одна из красивейших улиц Царского Села -Павловское шоссе.
Здания на Павловском шоссе созданы в конце 19 века по проектам архитектора С.А. Данини: дома Жуковского, Сверчкова, Данини - деревянные дома, в облике которых чувствуется влияние русской национальной архитектуры.
Розовая дача княгини З.И. Юсуповой. Архитектор И. Монигетти в 1856 году построил эту изумительную усадьбу. Дом, по форме напоминающий огромную раковину построен в стиле «рококо». Фасады жилого дома по своему архитектурному убранству напоминают Эрмитаж в Екатерининском парке, выполненный Ф.Б. Растрелли. Архитектурный облик здания отличала яркая красочная цветовая гамма фасадов. Красиво прорисованный купол, завершавший центральный зал, делал силуэт сложного в плане здания запоминающимся. Дача имела выраженный характер паркового павильона. Под террасой, выходящей в парк, были устроены «гроты» из натурального камня. Интерьеры дома также были оформлены по примеру лучших дворцово-парковых построек.
С 1808 по 1832 годы городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор Вильям Гесте. Зодчий начал работу с составления генерального плана застройки города: Царское Село было разбито на кварталы, застроенные симметрично расположенными зданиями. Кварталы делились на участки с садами и огородами. В генеральном плане были заложены четыре площади: торговая, административная, полукруглая и Знаменская. Началось новое заселение Царского Села, куда из Софии перевели присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные участки в соответствии с утверждённым новым планом города. София опустела. На её месте устроили военное поле, а Софийский собор стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка.
Дворцовая электростанция
Внутри квартала, ограниченного Садовой, Леонтьевской, Средней улицами и Певческим переулком, находится первая, по времени постройки в Царском Селе, электрическая станция и одна из двух водонапорных башен.
Здание Певческой водонапорной башни было построено в 1887 году по проекту архитектора Видова. В этом же здании помещалась городская электрическая станция.
Начало городского электрического освещения, относится к тому же 1887 году, когда устраивался водопровод. Царское Село является первым городом в Европе, который исключительно был освещен электричеством.
В 1896 году, в Царском Селе приступили к постройке дворцовой электрической станции. Необходимость в такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился в Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне.
Здание станции построено архитектором Данини, а оборудование станции и устройство электрического освещения были исполнены инженером Шведе. От этой станции освещались Александровский, Большой Екатерининский и Владимирский дворцы, все дворцовые здания[21].
С.А. Данини построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле английской готики, удачно вписав его в окружающую застройку.
Для англо - готического стиля характерен высокий цоколь, рустованные наружные стены, прорезанные прямоугольными окнами на двух этажах и стрельчатыми на всю высоту здания. Готические стрельчатые окна с металлическими рамами мелкой квадратной расстекловки завершены вверху ромбовидной средневековой вязью и оформлены сандриками в стиле всей постройки. Стены венчают зубчатый парапет и шесть островерхих готических башенок, гармонирующих с ажурным металлическим ограждением кровли. Скругленный угловой фасад украшают высокое ложное готическое окно и лопатка с тремя узкими стрельчатыми окнами. Архитектурный облик постройки дополняют металлический забор и металлическая же декоративная решетка перед угловым фасадом здания.