Затрагивая тему декоративных средств в Исламской культуре, скажем об обработке, украшении стен, которые в целом сохраняют свою плоскостность, сильно выраженные препонки отсутствуют. Применяются только вертикальные лопатки-лизены, а также горизонтальные, слабо выраженные тяги, фризы, бордюры. Для обработки стен использовался мотив очень плоской арки. Поверхности стен в нижней части, решаемой как панель, покрывались тонкой орнаментикой. Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера с дополнением надписей различных канонизированных почерков. Изображения человека запрещались мусульманской религией. Иногда одна орнаментальная "сетка" как бы накладывалась на другую. Узорчатые орнаментальные "ковровые" композиции всегда носили плоскостным характер. Этот мелкомасштабный орнамент, резной или живописный, применился и для покрытия в виде лент-бордюров панелей или филенок, стен, потолков, сводов, баз и капителей колонн, дверных полотен, оконных решеток, использовался он и в изделиях прикладного искусства, в том числе в мебели, коврах, тканях.
В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета — охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои особые сочетания красок.
В мусульманской архитектуре применились следующие декоративные материалы: стук, алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянная мозаика, мозаика из мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой кости.
Можно установить определенную последовательность в появлении декоративных средств. Ранее всего (с VII в.) стала применяться резьба по стуку и алебастру. На фасадах зданий в некоторых районах мусульманского мира и IX —XI веках использовалась фигурная облицовка из обожженного кирпича. В некоторых странах для фасадной обработки использовали цветной камень — белый, черный, розовый, выкладывавшийся геометрическими узорами.
С XI века начал применяться поливной декор. В последующие столетия глазурованная резьба по терракоте и глазурованные изразцы получили широкое распространение. Керамика — политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки — широко использовалась с XIV века для декорировки поверхностей стен, в основном на панелях. Применялся и поливной кирпич. Самым распространенным видом отделки являлась резьба по стуку и алебастру. В архитектуре арабов были очень распространены так называемые сталактиты — сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты поддерживали выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн. Выполнялись они из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Как отмечалось, в декорировке применялись и разноцветные мраморы. Большого совершенства достигают изделия из резного дерева. В обработку вводились ценные породы, применялось наборное дерево. Инкрустировались не только кусочки дерева, но и слоновая кость. Основное убранство составляли в жилых помещениях глубокие деревянные диваны-софы, оттоманки, устилавшиеся коврами, тканями и мягкими подушками, низкие столы и столики, иногда имевшие и плане форму многоугольника шестигранника, восьмигранника. Деревянные ножки, спинки, локотники обрабатывались с применением различных геометрических, типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка. Среди других типов мебели были сундуки, этажерки, ширмы. Роль шкафов выполняли стенные ниши с дверцами. В мебели высокого качества применялась инкрустация, в частности, с введением слоновой кости, перламутра, с яркой окраской орнаментированных частей. В декоративном убранстве помещении важную роль играли ковры с мелким, сложносплетенным орнаментом. Превосходного качества большие ковры вешались на стены. Использовались и драпировки, занавеси для навешивания дверных проемов и различных частей помещений. Существенное значение в убранстве жилых домов имела посуда — различных форм кувшины, чаши и другие изделия, выполнявшиеся из металла с чеканкой или же из керамики, фаянса с росписью.
И теперь, начиная двигаться по направлению завершения данной работы, автор переходит к истории развития романского стиля в ряде перечисленных стран: Италия, Франция и Испания.
Итак, Италия. Прежде, чем перейти к раскрытию основных деталей архитектуры Испании, хотелось бы сказать о её корнях, взаимосвязях и наследии, последнее из которых она позаимствовала о уже описанном ранее раннехристианском искусстве.
Вообще, в становлении новых принципов в архитектуре и искусстве Италии немаловажное значение имело широкое обращение к раннехристианскому наследию. Опора на него была и ранее свойственна итальянскому искусству. Но теперь речь идет не о традициях, трансформированных многовековым развитием средневековой художественной культуры, а о прямом и непосредственном обращении к этому наследию. Особенно настойчивый характер носит оно в римской школе (чему, несомненно, способствовала политика пап, искавших в раннем христианстве опору для авторитета своей власти). Для художников и архитекторов раннехристианское искусство стало теперь источником новых этических и эстетических ценностей; итальянские мастера интуитивно почувствовали в этом искусстве его античные первоистоки, увидели тектонические принципы архитектуры, красоту пластики человеческого тела, иллюзионистические принципы живописи с ее так называемой "античной перспективой" и светотеневой моделировкой. Раннехристианские традиции сыграли тем более важную рожь в становлении искусства позднего дученто, что прямое обращение к античности было в эту эпоху еще очень редким. Наиболее существенным оно было в скульптуре, тем более что древнеримские и раннехристианские саркофаги в течение всех средних веков оставались излюбленными образцами для скульпторов. В первой половине XIII века при дворе Фридриха II Гогенштауфена была предпринята попытка возродить традиции монументальной пластики Древнего Рима. Антикизирующие тенденции, утвердившиеся в южно-италийской пластике XIII века, оказали известное воздействие на становление принципов скульптуры позднего дученто; однако, как мы увидим далее, они не были единственным исходным пунктом для ее мастеров.
Касаясь непосредственно собственной архитектуры Италии, мы заметим, что именно там и в период средневековья, и ренессанса, влияние новейших тенденций в мировой архитектуре сливалось с богатейшим античным наследием. Уже в средневековой Италии фасады зданий имеют выразительный ритм, получаемый с помощью аркад, например, на зданиях собора, баптистерия и наклонной башни, составляющих выдающийся комплекс романской архитектуры в Пизе.
Эпоха коммунальных революций в Италии была временем бурного формирования новых идей и представлений о мире, давших толчок к сложению принципиально новой не только для Италии, но и для всей Западной Европы культуры. Ее становление было в то же время плодом длительного и сложного исторического процесса; оно связано с множеством факторов, не учитывая которые нельзя достаточно четко представить сущность произошедшего в Италии перелома. В средние века Италия, равно связанная со странами Западной Европы и Византией, пережившая несколько волн нашествий других народов — от лангобардов на севере до норманнов и арабов на юге; была страной, где сталкивались, переплетались и в конечном итоге переплавлялись в единое целое самые разнообразные культурные традиции. Но фундамент итальянского средневекового искусства составлял мощный пласт позднеантичных и раннехристианских традиций, с которыми постоянно связывались воспоминания о великом прошлом страны и надежды на ее возрождение. Эти традиции в трансформированном виде продолжали жить в народном сознании, служили опорой в политической борьбе — вплоть до борьбы папства и императорской власти. Варварская основа, сыгравшая значительную роль в сложении средневекового искусства других европейских стран, в Италии всегда испытывала преобразующее воздействие указанных традиций. Все это во многом определяло специфику средневекового искусства Италии, особенно времени его наивысшего расцвета — XII века.