Смекни!
smekni.com

Творческие индустрии как способ формирования городского пространства (стр. 3 из 10)

Несомненной значимостью для определения характера места обладают и признаки креативности, выделенные искусствоведом и архитектором, профессором Дж. Хокинсом: универсальность, свобода, рынки и связи, интеллектуальная собственность. Универсальность предполагает, что воображение, данное от природы каждому человеку, позволяет ему реализовать свой творческий потенциал. Свобода необходима для независимого самовыражения и реализации себя в творческом проекте. Рынки и связи необходимы для нахождения путей «сбыта» творческой продукции, установление коммерческих взаимодействий с потребителями услуг. Защита интеллектуальной собственности гарантирует капитализацию творчества.[21]

Итак, сегодня только та городская среда, которая формируется как пространство свободной реализации творческих самодеятельных субъектов, то есть создаётся как особый, уникальный жизненный мир, имеет перспективу и как организованная и управляемая система. Необходимость создания такой среды вызвала к жизни процесс реурбанизации.

Реурбанизация или «новая урбанизация» - продукт внедрения новой идеологии в практику развития городов, создающий новую архитектурную среду, с целью привлечения новых капиталлов и креативных специалистов.

Реурбанизация сегодня проходит по следующим направлениям:

1. Фабрикация исторического наследия – так, в столицах постсоветских государств создаются новые путеводители по старым городам, фабрикующие достопримечательности, придающие значимость местам через связь их со «светлым» прошлым[22].

2. «Эстетический популизм» - течение, пропагандирующее стирание грани между высокой и массовой культурой при визуальном моделировании городского пространства[23].

3. Создание нового оригинального архитектурного пространства на базе новейших дизайнерских решений, новых технологий и материалов, применяемых в строительстве.

Что изменит и уже меняет «новая урбанизация»? В отделке жилых сооружений появляются нестандартные фасады, большие зеркальные поверхности, множественное преломление цветов, сама функциональность становится предметом игры[24]

Завершая первую главу, мы можем сделать следующие выводы:

Главной производительной силой современного общества является креативность, которая, в отличие от творчества, требует не столько применения специальных психолого-педагогических технологий развития способностей, сколько разработки социально-культурных технологий создания среды, стимулирующей свободу мышления и самовыражения. Такой средой является современный город.

Ядром экономического, политического и социального развития регионов сегодня являются сверхкреативные (инженеры, ученые, поэты, художники, архитекторы, музыканты) и новые креативные специалисты (в области высоких технологий, менеджмента, финансов, права).

Конкуренция за креативных специалистов сталкивает не города и сельскую местность, а крупные и средние города, и требует от «соперников» постоянного наращивания уровня комфортности, скорости коммуникаций, возможностей карьерного роста. Сегодня люди выбирают для жизни города в ожидании больших возможностей относительно своей карьеры и высокого уровня цивилизованности, лучшей системы здравоохранения и т.д. Потому немаловажную роль в вопросе перспектив развития того или иного города играет креативный подход к стратегии его развития, предполагающий увеличение степени свобод и разнообразия, высвобождения площадок для развертывания креативных предприятий и творческих индустрий.


Глава II. Исследование особенностей современных творческих индустрий в России и мире

2.1 Творческие индустрии – мировой и российский опыт

Определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». К творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, Интернет и компьютерные технологии, культурный туризм. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая[25].

Принципиального различия между определениями «культурные индустрии» (cultural industries) и творческие, креативные индустрии (creative industries) нет. Они часто употребляются как синонимичные, но в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке.[26]

Для того чтобы более наглядно показать развитие творческих индустрий в мире, автор диплома обращается к работе Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований».

Так, с начала 2000-х годов многие страны мира начали работать в направлении развития творческих индустрий как на региональном, так и на государственном уровне. При этом в большинстве случаев, определения, которые принимались местными властями, базировались на определении британского департамента. С другой стороны, в зависимости от специфики города или территории в понятие «креативные индустрии» включались разные виды деятельности. Ряд определений гораздо шире британской модели.

Определение, принятое в Гонконге, включает азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги[27]. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. В каждом конкретном случае определение креативных индустрий «заточено» под конкретные интересы местных политиков и бизнесменов.

Особо Зеленцова выделяет то, что на основе британских технологий разрабатывались методики картирования в других странах. «Картирование территорий – это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории».[28] Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.).

Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID». Попробуем описать и проанализировать ее в общих чертах.

Производственная цепочка включает четыре стадии:

Зарождение идей – создание культурных замыслов и проектов;

Производство – создание пригодных для коммерческой реализации продуктов;

Распространение – циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.;

Потребление – получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идей рассматриваются:

материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты – чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;

нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции – стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.

На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:

допускающие массовое воспроизводство – фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;

создаваемые однократно – картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д.

Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур.[29]

Так же Зеленцова выделяет, что к концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. Впервые это случилось в 1997 году, когда Британский Департамент культуры, медиа и спорта принял соответствующий документ. Именно британский опыт развития креативных индустрий на сегодня является самым передовым.

«В том же 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта опубликовал документ по картированию, который позволил легитимизировать культурные индустрии в качестве приоритета культурной политики. Основанный на достаточно оптимистической статистике занятости и оборотов, документ включал анализ 13-ти субсекторов со ссылками на статистические ресурсы. Документ давал возможность местным властям, агентствам по развитию, художественным организациям и консультантам по всей Великобритании поместить стратегии развития креативных индустрий в центр местной и региональной культурной и экономической политики. По каждому из секторов была приведена основная информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, потенциал роста, влияние на развитие экономики в целом и социальной сферы, количество производимой продукции, количество занятых людей. Кроме того, по каждому из направлений были выделены основные проблемы, например, недостаточное привлечение в область рекламы молодых дизайнеров или необходимость продвигать важность качественного дизайна архитектурных сооружений».[30]