Смекни!
smekni.com

Архитектура в коммуникативном аспекте (стр. 3 из 4)

Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения архитектуры классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив.

Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской архитектуры начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга.

В 1830—50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века — железобетон. Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «модерн», возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер.

После 1917 развитие архитектура становится всё более противоречивой. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций, новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия.

В советский период Российского государства начали создаваться жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли).[6] Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции.

Какой же должна быть архитектура сегодня? В первую очередь она должна приносить пользу (не обязательно только экономическую, но и духовную или культурную пользу), пробуждать определенные чувства и по возможности доставлять радость. Современную архитектуру нужно уметь объединить и совместно использовать с зарекомендовавшей себя исторической архитектурой. И это следует делать добросовестно и разумно: без излишнего «обновления» и «модернизации», без необдуманного разрушения и вторжения в структуру исторических построек, но и без слепого спасения «любой ценой» всего старого, когда от чрезмерного благоговения перед Старым, не остается места для создания Нового. Найти этот баланс довольно сложная задача и несет за собой не малую ответственность, уже поэтому стоит воспользоваться компетентностью архитектора. Ведь не может быть ничего хуже, чем неумение сохранить красоту истории для потомков или оставить за собой пустоту и серость.

ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации

§1. Коммуникативная функция архитектуры

И дома разговаривают со своим зрителем. На понятном всем языке - языке элементов. О чем? О своей жизни: колонна сообщит очень много - о рождении, например, это ведь проходили в школе: ионическая, коринфская, а может романская, или на тонкой ножке - из пламенеющей готики, или дорическая пилястра из классицизма, или ампирная сталинская - со звездой в колосьях. По окнам можно определить возраст дома начала века довольно точно - эклектика или модерн: в модерне они стали играть роль равноправного декоративного элемента. Наличие или отсутствие тех или иных элементов расскажет о процессе реконструкции, вкусах реставраторов или архитекторов. Поможет нам проанализировать то, что хотел сообщить автор. То есть, происходит процесс коммуникации создателя здания и зрителя, того, кто на это здание смотрит, оценивает его. И данный архитектурный объект вызывает у него определенные эмоции, воспоминания, ощущения. Это происходит потому, что архитектурный объект создается архитектором в процессе акта творчества. При этом в объект закладывается определенная информация, обеспечивающая адекватное восприятие здания зрителем.[7]

Уже простое рассмотрение наших отношений с архитектурой убеждает в том, что, как правило, имея с ней дело, мы оказываемся вовлеченными в акт коммуникации, что вовсе не исключает функциональности.

Попытаемся встать на точку зрения человека каменного века, эпохи, с которой, как мы полагаем, началась история архитектуры. Этот «первый», человек, гонимый холодом и дождем, повинуясь смутному инстинкту самосохранения, укрывается по примеру зверей в расщелинах, среди камней и в пещерах. Когда утихает непогода, он выходит из пещеры и оглядывает ее снаружи, замечая углубление входа, и дыра эта напоминает ему о пространстве внутри, о сводах пещеры, о стенках, ограничивающих это внутреннее пространство. Так складывается «идея пещеры» как памятка на случай дождя (место, где можно укрыться от непогоди), но также идея, позволяющая увидеть в любой другой пещере возможности, открытые в первой. Возникает модель,образуется структура,нечто само по себе не существующее, но позволяющее различить в какой-то совокупности явлений «пещеру».

Возможности, предоставляемые архитектурой (проходить, входить, останавливаться, подниматься, садиться, выглядывать в окно, опираться и т. д.), суть не только функции, но и прежде всего соответствующие значения, располагающие к определенному поведению. Можно не уразуметь назначения некоторых архитектурных функций (функциональных свойств), что не мешает оценить их эффективность с точки зрения коммуникации (значения безопасности, свободного места и т. д.).

В современном дизайне принято считать, что средовое пространство имеет радиальную, концентрическую природу, и в центре его находится человек как образующий среду фактор. Однако, другой человек, находясь в том же самом географическом локусе, формирует другую среду, параметры которой могут быть существенно иными, третий — третью и так далее. Восприятие среды глубоко субъективно, это одно из ее родовых свойств. Основным содержанием городской среды служит средовой контекст, то есть, то, что переживается эмоционально, на что направлена рефлексия субъекта, что ощущается им, а не понимается. К средовому контексту относятся и архитектурная аранжировка пространственных форм города, и комплексы его визуальной коммуникации, которую следует понимать весьма широко: от незаметной дорожной разметки до кричащих вывесок, витрин и щитовой рекламы. Мы не понимаем архитектуру, а ощущаем ее. Точно так же, мы не понимаем сигналов визуальной коммуникации, мы принимаем их, чаще всего — помимо сознания. Городская среда становится продолжением глобального информационного поля, которое, по определению, однородно, и в восприятии городской среды мы оперируем теми же визуальными модулями, что и в восприятии медиа, будто переключились со своих шестидесяти четырех телевизионных каналов на шестьдесят пятый — город.

Сама архитектура выступает как знак, понимаемый нами в доступном нам культурном контексте. Зоны исторической застройки - знак монархической России; индустриальные пейзажи и спальные районы мегаполисов — знак советской эпохи; мечети и синагоги, помимо своего конфессионального назначения — знаки национальных культур в православном пространстве.

И они уже не будут восприниматься иначе. Несостоятельность архитектуры, далекой от массового потребителя, не учитывающей резко возросшие масштабы преобразования окружающей среды человеком, требует, говорят авторы, пересмотра традиционных представлений о методах деятельности архитектора.

§ 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре

В научной литературе было выдвинуто понятие «семиотические механизмы в архитектуре» – механизмы коммуникации, определяющие формирование образа архитектурного объекта, регулирующие поведение человека, направленные на сохранение и интерпретацию информации, полученной в архитектурной среде. Определены условия работы и специфика семиотических, то есть знаковых механизмов формирования образа архитектурного объекта. Специфика знаковых механизмов в архитектуре – диалог во взаимодействии человека с архитектурным объектом, где объект выступает одновременно в двух ипостасях как выделение места действия и как коммуникационный инструмент.