Образная структура архитектурного объекта есть основа коммуникативного процесса. Архитектура всегда материальна, связана с определенным пространством, иногда даже с глобальными пространственными массивами. Такой архитектурный объект как жилищный комплекс или город воспринимается не отдельным человеком, а группой людей и оценивается не спонтанно, а с учетом его функциональной и эстетической целесообразности.
В архитектуре в силу ее специфики, могут реализовываться две коммуникативные модели.
Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. В нашем случае – это архитектурная постройка. Человек видит здание, он смотрит на него. Но рассматривая этот архитектурный объект он может совершенно не воспринимать ни его эстетическую составляющую (если человек далек от искусства или у него специфическое восприятие прекрасного), ни функциональные характеристики (если человек совершенно не знаком с основами строительства), ни его принадлежность определенному стилю и эпохе (если человек родился и живет в совершенно другое время, нежели архитектор, создавший данный объект). То есть, процесс коммуникации – односторонний. Сообщение отправлен, сообщение получено (дом увиден зрителем), но никакого отклика на сообщение нет, не происходит декодировки сигнала, мы не понимаем, что именно хотел нам показать архитектор.
Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Данная модель, на наш взгляд, неприменима к архитектуре. Невозможно адресовать, например, восхищение красивым дворцовым комплексом архитектору, который давно умер, так чтобы он его получил. Конечно, можно восхищаться данным зданием вместе с кем-то (с другом) и адресовать свое восхищение ему, но здесь архитектура выступает уже не как объект коммуникации, а лишь предмет для общения, модель коммуникативного процесса будет реализовываться в общении двух друзей.
Самой продуктивной для рассмотрения нам представляется третья модель – интерактивная или круговая. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Рассмотрим процесс подробнее: отправитель (архитектор, создатель данного архитектурного объекта) кодирует сообщение (то есть превращает свое сообщение в символическую форму – создает архитектурный объект, который отвечает его представлениям о стиле данного объекта, назначении и т.д.) и передает его по каналу (то есть воплощает свой проект, например, здания физически, с помощью различных техник и материалов), сообщение доходит до получателя (то есть объекта, которому оно предназначалось, в нашем случае это человек или группа людей, смотрящих на здание) и декодируется им (то есть расшифровывается в силу уровня компетентности, спцифики восприятия, культурной позиции, уровня интеллекта и т.д.), затем происходит обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении (данный архитектурный объект разбудил эстетические чувства восхищения, любования, воспоминания о каких-то исторических событиях и т.д.).
Таким образом, мы наблюдаем прямую связь архитектуры с массовой коммуникацией через реализацию в ней коммуникационных моделей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под понятием «архитектура» мы объединяем сооруженные человеком, используемые или служащие другим его целям (крепостные сооружения, места религиозного культа и т.п.) объекты. Разбитые сады, парки, спортивные сооружения, планомерно оформленный ландшафт - это тоже архитектура – ландшафтная или садово-парковая архитектура. Красивая настольная дизайн-ваза, шикарный и ужасно дорогой диван, подобранные со вкусом шторы, или просто книжная полка из ассортимента ИКЕА - и это архитектура – архитектура интерьера. Так же широкомасштабное планирование различных регионов, агломераций, городов и других населенных пунктов относится к важному разделу архитектуры – градостроительству. Строительная архитектура представляет собой много больше, чем постройки и здания, о которых мы в первый момент думаем, когда речь заходит об архитектуре.
Можно ли рассматривать архитектуру с точки зрения коммуникации? Конечно, да. Любая вещь в своем материальном воплощении несет какое-то сообщение, а чаще даже несколько: от тривиальных сообщений о ее утилитарном назначении, до сложных, символических сообщений, трактуемых получателем индивидуально и, в общем-то, произвольно. В этом смысле все материальное окружение, в частности — архитектурная среда, различные типы архитектуры, есть совокупность коммуникативных актов, реализующих определенные коммуникативные модели.
Современная архитектура в первую очередь должна приносить пользу (не обязательно только экономическую, но и духовную или культурную пользу), пробуждать определенные чувства и по возможности доставлять радость. Современную архитектуру нужно уметь объединить и совместно использовать с зарекомендовавшей себя исторической архитектурой, осуществляя диалог эпох, передавая их неповторимый дух и стиль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Врунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1985.
2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры. М., 1991.
3. Архитектурный типологический метод// Архитектон: Известия ВУЗов. 2006. № 14.
4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. - Т.1. - М.-Л., 1987.
5. Буров А.К. Об архитектуре. М., 1990.
6. Всеобщая история архитектуры. - Т. 1. - М., 1989.
7. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., 1984.
8. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.
9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
10. Иконников А.В., Степанов Г.П.. Эстетика социалистического города. М., 1963.
11. История русской архитектуры. - 4 изд. - М., 1996.
12. Кириллова Л.И., Масштабность в архитектуре. М., 1981.
13. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А.. Элементы архитектурно-пространственнои композиции. М.-Л., 1984.
14. Родионов А. Кристофер Александер // Архитектура СССР, 1985.
15. Рябушин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1986.
16. ЭКО У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Пер.
Погоняйло А.Г. и РезникВ.Г. — ТОО ТК «Петрополис», 1998.
[1] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
[2]Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М., 1991.
[3]Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М., 1991.
[4] Алпатов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1985.
[5]Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. - Т.1. - М.-Л., 1987.
[6] Родионов А. Кристофер Александер // Архитектура СССР, 1985.
[7] Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.