Смекни!
smekni.com

феномен архитектурного наследия Антонио Гауди (стр. 11 из 13)

Средняя дверь разделяется на две посредством помоста, который имеет вид ствола пальмы, воспринимающегося как символическое изображение Древа Спасителя. Пальмы увиты лентами с надписями имен предков Иисуса (по Матфею). Каждая колонна и колокольня в архитектуре храма посвящены символическому изображению апостолов, двери внутреннего портика отображают семь христианских заповедей, базы колонн – грехи человеческие, капители – добродетели. Ни одна из деталей общей композиции не оказывается лишенной своего внутреннего смысла.

Храм должен был быть готическим только по духу и в основах иметь план в форме «латинского креста», но во всем остальном Гауди намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. Сам Гауди, понимая, что всей его жизни не хватит, чтобы довести до конца задуманное, был против остановки строительства после его смерти. Незадолго до кончины он заметил, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и приводил в пример собор Святого Павла в Риме, соборы Кёльна и Реймса. Храм строится и сегодня, и в финансирование его фактически участвует каждый турист: те 9 евро, которые он платит, чтобы осмотреть памятник, идут в специальный фонд.

Храм Саграда Фамилиа стал творением, которое впитало в себя и раскрыло самого Гауди, его талант и мастерство, его внутренние устремления и художественные принципы архитектурного изображения. Это своеобразная энциклопедия, отразившая развитие не только творческого пути одного мастера, но и испанской архитектуры в целом.

Строительство этого символичного и монументального храма продолжается и по сей день, причем финансируется оно лишь из пожертвований преданных анонимных поклонников таланта Гауди и посетителей собора. Финальный проект предусматривает возведение 18 башен, самая высокая из которых будет насчитывать 170 метров. Впечатляющие размеры проекта Гауди превратили Собор Святого Семейства в ярчайший символ города. Это предсказал и сам художник, сказавший: «Барселону будут узнавать по этому собору»[37].

2.3 Проект тематической экскурсии на тему: «Стиль Гауди в облике Барселоны»

Аннотация: Панорамная экскурсия по Барселоне с акцентом на главных вехах творчества Антонио Гауди и основных достопримечательностях Барселоны: площадь Испании, гора Монтжуик, набережная Колумба, парк Сютаделья, парк Гуэль, Саграда Фамилия, район Эшамплы, Каса Мила, Касса Батльо. Экскурсия рассчитана на 4 часа.

Группа: до 40 человек, транспорт – экскурсионный автобус. Сопроводительный комментарий экскурсии осуществляется гидом. Комментарии касаются исторических, архитектурных и общекультурных сведений о Барселоне, а также рассказывается о жизни и творческом стиле Гауди на примере возведенных им сооружений. Текст должен подаваться простым и ясным языком, без наукообразности, но и без неточностей и оговорок. В целом, после экскурсии у туристов должно сложиться начальное представление об уникальном стиле Гауди и его вкладе в становление архитектуры Барселоны.

Сопроводительный текст экскурсии.

Барселона – это город, на завоевание которого претендовали различные народы в течение 4.000 лет, отличающийся красотой и оживлённостью городской жизни. Этот каталонский город был знаменит на протяжении многих веков своей страстью к деятельности, в связи с чем, в разные исторические периоды он становился зачинателем новых инициатив.

Барселона уникальна. Нигде больше не найти такого причудливого смешения архитектурных стилей. Широкие проспекты уживаются с узенькими улочками, низинные районы соседствуют с возвышенностями, а разные стили европейской культуры – с восточными мотивами.

И сколько бы вы не бродили по городу, постоянно будете восторгаться увиденным. И в этом нет ничего странного. Ведь над ансамблем города поработало немало талантливых архитекторов. Только за небольшой период времени, называемый Каталонским Возрождением, было построено множество прекрасных зданий. И все же самое замечательное здесь – творения Гауди. Дома с «текущими» деталями, изогнутыми фасадами, с крышами, то увенчанные устремленными вверх шпилями, напоминающими то именинный кремовый торт, то непонятного зверя, покрытого рыбьей чешуей.

Все, созданное воображением настоящего гения, не вписывается никаким образом в рамки общепринятых понятий, а потому искусствоведы, как ни пытались, не смогли четко определить стиль этого мастера. В его творениях, как ингредиенты замысловатого блюда под рукой опытной хозяйки, перемешались и каталонский модерн, и мавританское барокко, и неоклассицизм, и неоготика.

Знакомство со стилем Гауди мы начнем с парка Сютаделья – это вторая по значению зеленая зона Барселоны. Разбитие парка началось в 1871 году на месте бывшей цитадели, где ранее были расквартированы войска короля Филиппа V, а в 1888 году он стал местом проведения Всемирной Выставки. Аллеи парка организованы вокруг бывшего плацдарма, где стоит здание Парламента Каталонии. В центре площади, на середине овального пруда, установлена скульптура «Неутешность» – самое знаменитое произведение Жузепа Льимона. Совсем рядом, на широкой эспланаде, высится Каскад – грандиозный фонтан с водопадами во французском вкусе, созданный по проекту Фонтсере при участии молодого Гауди. По всему парку рассеяны многочисленные скульптуры, на территории парка находятсястарейший музей Барселоны – Музей, Музей Зоологии, а также Музей Искусства Нового Времени. И, наконец, здесь же расположен один из самых лучших в Европе зоопарков, открытый в 1894 году.

Теперь осмотрим одной из самых знаменитых творений великого архитектора – парк Гуэля.

История создания парка такова. В 1900 году богатый промышленник и меценат Эузеби Гуель-и-Басигалупи, проживший долгое время в Англии, «заболел» проектом элитных «городов-парков», что строили в пригородах Лондона. Приобретя участок, включавший территорию усадьбы Кан Мунтанер де Дальт и двух ферм, расположенных ниже по склону, он поручил Гауди разработку грандиозного проекта, согласно которому хотел привлечь жителей Барселоны за город.

Склон безлесной горы за городом выровняли и разбили на 60 домовых участков. Но идея потерпела фиаско. Большинство горожан не желало менять привычного образа жизни. И кроме перестроенного особняка, где поселился сам владелец, рядом выросло всего два дома: адвоката Триас-Доменка и архитектора Гауди.

То, что Гуэль, потратив массу денег, не получил задуманных барышей, нас не волнует. Зато волнует то, что создал мастер, успевший в основном осуществить свой замысел. Перед вашими глазами неповторимый ландшафт, огороженный стеной, сделанной из бута и украшенной поверху инкрустацией из камня. Через определенные промежутки встречаются круглые керамические медальоны с названием со словами «PARK» и «GUELL».

Пройдя через одни из ворот – самые главные, с коваными створками, известными как «margallo» – «пальмовые ворота», остановимся около павильонов, расположенных от них по обе стороны. Не знаю, как увас, а у меня в первый раз было ощущение будто я попал в сказку Братьев Гримм с пряничными домиками, вокруг которых бродят Гретель с Гензелем, а злая Баба Яга только и ждет удобного случая для того, чтобы полакомиться детишками.

Неподалеку – знаменитая лестница, разбегающаяся рукавами, что ведет к Греческому театру (иначе Залу Ста Колонн), мимо удивительного каскада. С платформы на платформу стекает вода из природного источника Сарба, охраняемого мозаичным ярко-красивым внушительным Драконом. А выше – скамейка своеобразной конструкции, вогнутый козырек которой, говорят, никогда не пропускает ветра.

На ней можно посидеть. А теперь, развернувшись, мы окажемся у подножья колонн. Их вовсе не 100, как должно быть согласно названию, а 86. Искривленных, наклоненных, создающих своеобразный эффект. Когда смотришь вверх, то голова идет кругом, и ты словно плывешь по морям, по волнам.

Столбы, по совместительству, служат дождевыми трубами, по которым в дренажную систему сливается вода с поверхности крыши, являющейся основанием большой террасы, где, по замыслу автора, должен был раскинуться рынок. Но рынка нет. Поверхность пуста. Лишь по краю извивается змеей знаменитая 200-метровая скамья с яркими мозаичными картинками-коллажами из битой керамики (тренкадис), составленной из отходов барселонских фабрик: осколков тарелок, чашек, вазочек, зеркал, бутылок… В той же технике выполнены и выпуклые медальоны на многочисленных куполах Зала Ста Колонн. Надо сказать, что с керамикой возился не сам Гауди, а Жузепе Мария Жужола, любимый ученик архитектора и автор многоцветного декора Парк Гуэль.

Об этом месте, полном сюрпризов и неожиданностей, можно рассказывать бесконечно. Переходы – галереи и портики, сложенные из камня так, что он вот – вот рассыплется прямо на глазах, променад, гуляя по которому можно обойти весь парк, и совершенно непохожий на все прочее, дом самого архитектора с башенкой и шпилем, увенчанным флюгером с крестом.

Парк Гуэль считается наиболее совершенным творением Гауди. Недаром его, объявив памятником Искусства, купил муниципалитет Барселоны, правительство Испании возвело в ранг Национального памятника, а ЮНЕСКО объявило Наследием Гуманизма.

Покидая его, каждый раз думаешь о том, что таким полетом фантазии мог обладать лишь человек совершенно неординарный.

Следующая наша остановка – район Эшампле. Он вырос после того, как в 1854 году было принято решение о расширении Барселоны («эшампле» по-каталонски значит «расширение»). Здесь расположены величайшие памятники эпохи модерна.

Самое известное творение европейского модерна и самый знаменитый архитектурный памятник Эшампле – Храм Саграда Фамилия. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими таинственными гротами. Один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия, сказал: «То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы». Великий архитектор не смог закончить строительство храма. После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. И, не смотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется до сих пор. Не каждый день увидишь, как на твоих глазах создается история. Здесь у Вас есть такая возможность.