За солидный период, почти в 90 лет, происходило разное. В зависимости от взглядов людей стоящих у власти на творчество великого каталонца работы то разворачивались, то прекращались. На время гражданской войны оно было законсервировать, а несколько раз Храм и вовсе находился под угрозой уничтожения. Если бы не финансирования, поступавшие от людей и различных организаций, то, наверно, нам не довелось видеть то, что стоит сегодня.
А сегодня мы видим и второй, западный фасад, работы Джузеппе Марии Субиракса, который хоть и сохранил идею своего предшественника, но резко изменил стиль работы. Кого и чего только здесь нет! Мария Магдалина и Череп Адама, Христос снимающий с первого человека первородный грех, Туринская плащаница с отпечатком лица Иисуса, сам Христос, совершающий свой последний земной путь на Голгофу под тяжестью креста, римские легионеры и Святая Вероника, промокнувшая Спасителю лицо.
Как будет выглядеть третья часть Храма – неизвестно. Строительство, требующее колоссальных средств – по три миллиона долларов ежегодно, вероятно, будет тянуться и тянуться. Несмотря на поистине всенародные пожертвования (в них приняли участие даже барселонские евреи, внесшие свою лепту – пять миллионов), по подсчетам специалистов, при самом благоприятном раскладе, оно продлится минимум 65 – 70 лет. Скептики же сомневаются в том, что когда-нибудь кому-нибудь удастся лицезреть Храм Святого Семейства в законченном варианте. Они говорят, что в таком долгострое – тайный замысел Гауди, который любил повторять «Мой заказчик не торопится» и втайне желал, чтобы храм никогда не был завершен.
Если мы подробнее рассмотрим архитектурный ансамбль храма, то заметим, что он выполнен в природно-готическом стиле с элементами модерна. Классические для готики заостренные шпили множественно вознеслись вверх. Часть из них весело увенчана мозаичными разноцветными насыпями фруктов.
Передний фасад, выполненный при Гауди, демонстрирует изящную скульптурную группу классической формы, помещенную в пещерный пейзаж, словно вертеп, изображающий Рождество. Эти сталактито-сталагмитовые элементы подменяют у художника готическую ажурность. Башни смотрятся по-кружевному из-за множества окошек.
Вместо привычных готических монстров на боковых фасадах мы можем лицезреть спокойных и неагрессивных пресмыкающихся: змей, крокодилов, ящериц. Наверное, это тоже свидетельствует о райском устроении души Учителя. Его хочется назвать учителем, потому что он открывает нам тайны мира.
Большая часть памятником архитектуры модерна Эшампле сосредоточены в так называемом Золотом квадрате, который состоит из квартальчиков вокруг проспекта Пассеч-де-Грасья. Здесь же расположен Каса Батльо, творение Гауди, с характерными скругленными линиями фасада и выпуклыми решетками балконов. Словно созданный из пластилина, костей и морской воды, этот дом поражает дерзостью замысла, в нем нет ни одного прямого угла. Камень как будто приобретает эластичность, он живет и дышит. Говорят, что Гауди работал без проектировщиков, полагаясь на собственную интуицию.
Дом Батло – вершина сказочного богатого декора. В доме зашифрован рассказ о том, как святой Георгий убивает змия. Посмотрите, как драконья чешуя растеклась по крыше, ее пронзает башня с крестом и позолоченными символами Христа. Окна и балконы – это уже драконий скелет, его мощь в прошлом. В некоторых местах фасад проткнут копьями. Чешуйчатая крыша переливается всеми цветами радуги. В той же многообразной цветовой гамме выполнены витражи на широченных модернистских окнах и мозаичный фасад с налепленными кружками разных размеров. Словно множество планет в космическом пространстве. Дом Батло кажется сюрреалистическим модерном.
Одним из самых известных памятников модерна Золотого квадрата, Эшампле и вообще Барселоны является Каса Мила (в переводе – каменоломня) – важнейший вклад Гауди в архитектуру города. Здание расположено на Пассеч-де-Грасья, его строительство шло с 1906 по 1910 год. Проект этого восьмиэтажного углового здания предусматривал два круглых внутренних двора для вентиляции и первый в Барселоне подземный гараж. Во всем здании нет ни одной ровной стены, наружные стены ничем не отделаны, их украшают лишь причудливые решетки балконов, созданные Жозепом Марией Жужолем. Крышу дома увенчивают поражающие воображение печные и вентиляционные трубы, которые жителями города в шутку называются «пугалом для ведьм».
Заканчивая нашу экскурсию мне хочется привести мнение о Гауди авторитетного исследователя его творчества Джорджа Коллинза: «Его произведения нужно видеть и изучить самому гораздо внимательнее, чем произведения большинства других архитекторов. Такими творениями, как Усадьба Гуэля или Крипта в Колонии Гуэля, нужно восхищаться так же, как полотнами старых мастеров: приходить много раз, подолгу смотреть, с удовольствием открывая что-то новое в конструкции или внешнем облике. Как он сумел преподнести в архитектуре зрителям столько сюрпризов, а строителям – такое разнообразие новых технологических приемов?» Вряд ли можно ответить на это «как»? Согласитесь, ведь это простое, обыкновенное или, скорее, наоборот необыкновенное чудо…
Гауди был удивительным человек и гениальным мастером. Новатор формы и совершенный консерватор в идеях, воспевший добродетель без назидательства и занудства, но погружая в глубинный строй Красоты. Словно ребенок, жадно любознательный к окружающему миру, с такой же чистой радостью бытия, но, по-взрослому способный расшифровать сущность вещей, и вдохновенно рождать свои собственные великолепные творения.
И теперь и вы после нашей экскурсии смогли ощутить эту неземную красоту, этот неповторимый стиль, которые и составляют дух и облик современной Барселоны.
Антонио Гауди был не единственным архитектором, который работал над обликом Барселоны, город знавал множество талантливых мастеровна сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район «Испанская деревня», в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла – район старой Барселоны. Но архитектурный ансамбль, созданный в Барселоне именно Гауди – это нечто особое, ни с чем не сравнимое.
Встреча с произведениями великого архитектора – это удивительный момент, на котором строятся многочисленные тематические экскурсионные программы, включенные туристическими фирмами Москвы в обязательную программу посещения испанской столицы. И экскурсоводами, как правило, всегда отмечается, что нет того, с чем можно сравнить его постройки, игру цвета и света, неожиданные ракурсы форм, внутреннюю экспрессию каждой из них, смелое, новаторское использование традиционных строительных материалов, ни одно его произведение не может оставить зрителя равнодушным, требует от него определенного активного восприятия.
Стиль, в котором творил Гауди, традиционно относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Работы Гауди в Барселоне, если их расположить в порядке создания, представят нам эволюцию его творчества, а также помогут оценить вклад архитектора в становление неповторимого облика этого города.
А потому, Барселона уникальна. Нигде больше в мире не найти такого причудливого смешения архитектурных стилей. А значит и стиль А. Гауди – уникален в своем роде.
Заключение
Барселона – глубоко индивидуальна и по-своему сумбурна. Несколько личностей сделали Барселону такой, какая она есть, – начиная с Ганнибала и императора Августа. Но один человек окончательно определил облик города, его стиль. Это Антонио Гауди.
Его называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть – в Барселоне. На выпускном вечере в Высшей технической школе архитектуры, вручая Гауди диплом, директор сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На что Гауди ответил: «Похоже, теперь я архитектор».
По воспоминаниям современников, он был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом Гауди жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», – оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья – свой дом. «Снимать дом – все равно, что иммигрировать», – убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.
Сальвадор Дали вспоминал: «Во время нашей памятной встречи в доме Руссо де Саль, в 1929 году, Ле Корбюзье назвал Гауди «кричащим стыдом Барселоны», тогда же он спросил меня, что я думаю об искусстве будущего, на что я ответил: «Архитектурное строение будет мягким и волосатым» и категорично добавил, что Гауди – последний гений архитектуры…»
В последние годы своей жизни Ле Корбюзье называл Гауди «чудовищем в творчестве». Спустя несколько лет однажды развенчанные работы Гауди были признаны не только Ле Корбюзье, но и другими противниками творчества испанского архитектора.
Перечень инноваций в архитектуре Гауди весьма внушителен. Он первым: ввел секционное перекрытие с независимыми несущими стенами и изобрел безопорную систему перекрытий; опробовал опорные конструкции из армированного бетона; ввел купольные оболочки; стал использовать параболические формы арок и перекрытий; внедрил метод математического моделирования при просчете нагрузок на арки и купола; заново ввел наклонные колонны и пр. Его расчеты по взаимному погашению усилий распора без внешних контрфорсов, исключительно внутри собора Саграда Фамилия, уникальны. При этом надо учитывать, что двойная крыша собора усложняла вычисления. Только через сто лет были изобретены компьютерные программы, которые смогли выполнять расчеты по планированию помещений неправильной формы.