Смекни!
smekni.com

феномен архитектурного наследия Антонио Гауди (стр. 6 из 13)

Интересной и в полной мере отразившей творческий потенциал и своеобразие художественной манеры автора деталью стали билетные кассы «Сала Мерсе». Их две: в одной место кассира занимает кукла, очень похожая на кассира, сидящего в соседней кассе.

Необходимо заметить, что внесение изменений в первоначальный проект во время строительства того или иного здания с течением времени превратилось в своеобразный творческий метод Гауди. Однако так было только до того времени, когда появились целостные, выпускающиеся по принятому стандарту изделия, используемые при возведении построек и их окончательной отделке.

Современные исследователи творчества Гауди и его близкие друзья не раз говорили о том, что он в буквальном смысле слова жил на строительной площадке[22]. Если другие архитекторы проводили большую часть своего времени за подготовкой проекта, стараясь тщательно выверить все данные, то Гауди, напротив, всю основную работу по доработке проекта и непосредственному возведению здания переносил на строительную площадку.

С самого начала самостоятельной деятельности обязательное присутствие на строительной площадке стало своеобразной творческой манерой Гауди. Так, во время возведения дома Висенс архитектор весь день проводил на стройке и то и дело отдавал рабочим распоряжения о демонтаже той или иной детали будущего здания.

Вмешательство Гауди в строительные дела сводилось к минимуму только в тех редких случаях, когда он сам не мог руководить работами. Так случилось во время возведения Эль Каприччио. Тогда на строительной площадке находился помощник Гауди, Касканте, предварительно получивший от мастера подробные рекомендации и обстоятельнейший план ведения работ. Говорят, Гауди, полагавшийся на точное выполнение помощником данных им рекомендаций, посетил стройку лишь однажды.

Антонио Гауди был настоящим мастером. Это признают не только рядовые любители архитектурного искусства, но и профессиональные зодчие и теоретики как минувшего века, так и нынешнего. В заключение главы хочется привести полностью раскрывающие глубину таланта Гауди слова известного французского писателя-историка Пьера Лаведана, который как-то сказал по поводу работы испанского мастера над реставрацией собора на Мальорке: «Кафедральный собор удостоился чести быть отреставрированным Гауди»[23].

Главной заслугой Антонио Гауди современные исследователи архитектурного искусства считают то, что он смог обратить внимание как обывателя, так и человека, создающего объемно-пространственные сооружения, на природные формы и к тому же нашел для них место в архитектурной композиции.

Особенное значение в творческом методе испанского мастера имеет такой прием, как использование гиперболических параболоидов, гиперболоидов и геликоидов. На самом деле за столь замысловатыми названиями скрываются достаточно простые для восприятия формы.
Для того чтобы иметь представление об указанных выше формах, необходим небольшой экскурс в геометрию. Итак, гиперболическим параболоидом называется геометрическая пространственная фигура, которая образуется при скольжении прямой по двум другим, непараллельным прямым в пространстве. При этом направляющие прямые оказываются параллельными.

Гиперболоид – это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или действительной). А геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с постоянной скоростью вдоль данной оси.

Подобные пространственные фигуры и стали основой художественного метода, выработанного Антонио Гауди. При этом архитектор не просто копировал объекты природы, но и видоизменял их.

Причин тому было две: первой являлась авторская фантазия, а второй – сами заимствованные формы, которые в природе обязательно рельефны и фактурны, то есть покрыты растительностью, усыпаны камнями и имеют определенный цвет.

Таким образом, копировать эти формы и без изменений помещать их в архитектурную композицию было невозможно. Именно поэтому Антонио Гауди заимствовал у природы только геометрическую форму и геометрический принцип и уже затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.

Ярким примером использования заимствованного из природы геометрического принципа стала архитектура знаменитого барселонского собора Саграда Фамилиа.

Подобный перенос образов природы в архитектурное сооружение на рубеже XIX–XX столетий стал эпохальным и революционным для развития не только национального испанского, но и мирового зодчества. Антонио Гауди стал новатором, который без лишних теоретических рассуждений и высоких слов смог продвинуть архитектурное искусство мира на шаг вперед.

Постоянное изменение первоначального проекта также стало характерной чертой творческого метода испанского мастера. Во время строительства того или иного сооружения создавалось впечатление бесконечности творческого процесса. Казалось, что проект никогда не будет завершен, настолько часто автор вносил изменения в свой первоначальный замысел. Ярким примером тому может служить проект здания епископского дворца в Асторге. Дело в том, что он был построен без участия самого архитектора, но в точном соответствии с представленным им проектом. Однако, как известно, последний имеет существенные различия с тем, который был отправлен самим Гауди в Академию Сан-Фернандо.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что все произведения, созданные Гауди, являются результатом неустанных поисков автора на пути к созданию совершенного по архитектуре и стилю сооружения.

2. Архитектурный облик Барселоны

2.1 Архитектурное богатство Барселоны

Барселона – это воспоминание о Дон Кихоте и Колумбе, это архитектурные творения Гауди и цветные фонтаны.

Разумеется, не один Гауди создавал современную Барселону. Город знавал множество талантливых архитекторов на сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район «Испанская деревня», в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла – район старой Барселоны. Но Барселона Гауди – это нечто особое, ни с чем не сравнимое. Тринадцать объектов (не всегда это здания), построенных Гауди в Барселоне, придают ей своеобразие и очарование и являются неотразимой приманкой для туристов[24].

Столица Каталонии Барселона с населением 1,5 млн человек – средиземноморский город со своими историческими корнями, традициями и культурными связями. История города восходит ко II веку до н.э. По размерам и численности населения это второй город Испании, который бурно развивался в второй половине XIX века. В архитектурном облике Барселоны прослеживаются черты различных эпох и стилей: извилистые улочки исторического центра соседствуют со строго геометрическими кварталами современного делового центра. Сердцем города является площадь Каталунья, от которой в сторону порта и смотровой площадки у памятника Колумбу отходит бульвар Ла Рамбла. В 200-х метрах от площади на Calle Pelayo в величественном здании находится лингвистическая школа «Дон Кихот».

Недалеко от Plaza Catalanya расположена также «Интернэшнл Хаус Барселона», которая входит в организацию, объединяющую более чем 110 школ по всему миру. Школа занимает 4 этажа просторного здания и имеет 25 оборудованных классных комнат, компьютерный класс с подключением к интернету, библиотеку, конференцзал, где проходят просмотры фильмов, бар-террасу для отдыха. В школе обучают испанскому языку иностранцев, а испанцев – французскому, немецкому и английскому языкам. Таким образом, в школе создана среда языкового общения.

Между площадью Каталунья и улицей Портаферисса расположена большая торговая зона с супермаркетами, магазинами и бутиками. Юго-восточнее находится так называемый Готический квартал. Он построен на месте бывшего римского поселения и изобилует зданиями в стиле готики. Кроме Кафедрального Собора и дворцов, здесь еще можно увидеть остатки римских сооружений. Улица Виа Лаэтана отделяет Готический квартал от квартала Ла Рибера. Одна из его улиц, Монкада, застроена отлично сохранившимися частными дворцами. Во дворце Агиллар разместился музей Пикассо.

Барселону называют городом гениального Гауди. Его творения можно увидеть в районе Эйшампле, который начал застраиваться в последней трети XIX века. Если следовать от площади Каталунья по бульвару Пассеч де Грасия, то можно увидеть дом Каза Батльо, построенный по проекту Гауди. В этом уголке Барселоны находятся три дома, абсолютно не похожих по стилю, поэтому его называют «яблоком раздора». Чуть дальше находится еще одно известное здание Гауди – Каза Мила. Недалеко возвышается его последнее произведение: всемирно известный Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия). Еще один его архитектурный шедевр Дворец Гуэль, объявленный ЮНЕСКО достоянием человечества, находится на улице Ноу де ла Рамбла. В районе Эйшампле находятся большинство бутиков известных модельеров.

К излюбленным местам отдыха, где барселонцы любят проводить вечера, относится район Олимпийской Деревни, построенной в районе портовой зоны к играм 1992 года. Большой морской бульвар и широкая зеленая зона изобилуют кафе, ресторанами и барами.

Еще одним популярным местом отдыха является гора Монжуик, своеобразный символ Барселоны. Это сосредоточие выставок, музеев, спортивных сооружений, зон отдыха. Местной изюминкой является Фуэнте Мажика – каскад фонтанов, праздник воды, музыки и цвета. Любители попробовать различную испанскую кухню могут сделать это в Испанской Деревне, где собраны образцы региональной испанской архитектуры.