Смекни!
smekni.com

Готический стиль в сакральной архитектуре Англии и Франции (стр. 2 из 3)

Интерьеры в храмах грандизоные — звездчатые, сетчатые, веерообразные. Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты — такой общий взлет и такая кружевная симфония, что, право, рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает перед самой безудержной, истинно неисчерпаемой декоративностью. В соборе Глостера (1351—1407 гг.) или под сводами капеллы Королевского колледжа в Кембридже (1446—1515 гг.) - всюду над нами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры. Английский позднеготический стиль от характерной для него подчеркнутости вертикальных членений получил название перпендикулярного.


2. Реймский собор во Франции

готика архитектура храм пластика

Реймс расположен на северо-востоке Франции, на правом берегу реки Вель, приблизительно в 160 км от Парижа. Город славится своим собором, который считается классическим образцом зрелой французской готики. На его месте существовал более древний храм, в котором в 496 г. крестился король франков Хлодвиг I. Начиная с 1179 г. каждый новый французский монарх без исключения одевал на свою голову корону под величественными сводами Реймского собора. Последняя коронация состоялась 29 мая 1825 г. В этот день колокола Реймса звонили в честь последнего представителя старшей линии Бурбонов - Карла X. Собор, в котором на его голову возложили корону, был третьим по счету. Второй сгорел в результате сильного пожара, который начался 6 мая 1210 г. В огне погиб не только этот храм, но и многие жилые постройки города. Новый храм на месте пепелища было решено возводить по решению архиепископа Реймса Обри де Умбера. План постройки был составлен Жаном д'Орбе. Строительство шло медленно. На возведение хора и трансепта потребовалось около 30 лет. Д'Орбе сменили его последователи - Жан Лелу, Готье де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси. Работы над главным нефом и западным фасадом закончились лишь в начале XIV в. На стройке трудилась целая плеяда зодчих и ремесленников. На мозаичном полу собора можно прочесть имена архитекторов и этапы возведения грандиозного сооружения.

Собор в Реймсе стал самым высоким собором Франции. Семь его башен должны были венчать высокие шатры со шпилями. Возвести удалось лишь две из них; они поднялись на высоту 80м. Интерьер собора производит сильное впечатление. Видишь перспективу колоннады, разделяющей пространство нефов. Далее взгляд скользит выше, к тающим в высоте стрельчатым сводам, откуда через высоко расположенные окна льются потоки света. Свет проникает в собор и через главные окна центрального нефа, окна боковых нефов и окна хора.

Работы над западным фасадом были завершены к 1311 г. Его длина составила 136 м. Высота центрального нефа - 38 м. Фасад украшают два окна-розы. Первое, меньшего диаметра, находится над аркой центрального портала. Второе, большего размера, - в центре.

Три глубоких портала западного фасада венчают стрельчатые арки. Они украшены изображением сцен из жизни Иисуса Христа. Над центральной аркой находится фигура Богоматери, которой посвящен собор. Два других портала посвящены Святому Сиксту и теме Страшного Суда.

Снаружи внимание посетителей привлекает великолепный скульптурный фриз главного фасада. Он был выполнен во второй половине XIII в. под руководством Бернара де Суассона, однако имя автора наиболее выразительных скульптур нам неизвестно. Среди них особо отмечают скульптурную группу «Встреча Марии с Елизаветой»; она расположена справа от центрального входа. Историки искусства называют ее «греческим мгновением готической скульптуры». Любопытна так-же скульптурная группа, изображающая целую процессию высокопоставленных особ, которых черти тащят на цепи к кипящему котлу. Экскурсоводы нередко показывают посетителям и фигуру атланта, который находится в апсиде собора. Его лицо искажено гримасой, которая, согласно легенде, подтолкнула Виктора Гюго на создание образа Квазимодо в романе «Собор Парижской Богоматери».

Резьбой и скульптурами богато украшены также боковые фасады и стены собора. В высоких вытянутых башенках-пинаклях, которыми украшены контрфорсы, между колонн стоят статуи ангелов.
Туристы обычно стараются сфотографировать фигуру улыбающегося ангела. Эта скульптура расположена над северным порталом. Вообще же изображений крылатых посланцев Господа на всей постройке так много, что порой ее называют «собором ангелов». Считается, что ангелы оберегают собор от дьявольских сил. На крыше в бинокль можно рассмотреть также и скульптуры химер. Этим причудливым декором собор в Реймсе напоминает собор Парижской Богоматери на острове Сите. Фигуры мифологических животных расположены также на окружающей апсиду галерее собора в Реймсе.

Время не щадило Реймский собор. Многие его скульптуры погибли, часть удалось заменить копиями. Большинство витражей было уничтожено во время Великой французской революции. В настоящее время посетители видят их копии. Любопытно, что один из витражей собора сделан по эскизам известного живописца Марка Шагала. Окно-роза главного фасада пострадало от пожара, начавшегося в Первую мировую войну в результате обстрела немецкой артиллерией. В здание попало около трехсот снарядов. Собор загорелся, и вместо воды через водостоки-горгульи, выполненные в виде голов животных, лились струи расплавленного свинца. Реставрация 1919 г. позволила заменить дубовые балки собора цементными перекрытиями. Урон собору нанесла и Вторая мировая война. Полностью реставрационные работы были закончены лишь в самом конце XX в., когда в Реймсе праздновали 1500-ю годовщину крещения Хлодвига I.

3. Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере

Вестминстерское аббатство не только лучший памятник средневековой архитектуры Лондона, но и один из шедевров западноевропейской готики. Само аббатство перестало существовать еще в XVI веке. В период реформации его постигла судьба остальных монастырей Англии — оно было упразднено. Ликвидация монастырей чаще всего сопровождалась и разрушением принадлежавших им строений. Однако здания Вестминстерского аббатства, тесно связанные с жизнью королевского двора, уцелели. Частично они перешли в ведение колледжа, который существует и поныне, являясь одной из самых старых школ Англии. Сама же монастырская церковь, за которой сохранилось название — Вестминстерское аббатство, осталась местом богослужений, соответствовавших новой обрядности. Уже тогда аббатство предназначалось для коронаций и одновременно должно было служить королевской усыпальницей. Позднее, в XVII столетии, здесь появились погребения знаменитых людей Англии — поэтов, литераторов, ученых, актеров, а потом и выдающихся государственных деятелей. Начиная с XVIII века вошло в обычай устанавливать мемориальные памятники, и Вестминстерское аббатство стали рассматривать как пантеон славы. Все это определило то особое значение, которое аббатство всегда имело для англичан.

Вестминстерское аббатство не может не поразить своими размерами. Его длина 156, 5 метра, а высота центрального нефа — 31 метр, то есть приближается к высоте современного десяти-одиннадцатиэтажного дома. Как все средневековые сооружения подобных масштабов, здание строилось несколько столетий. В работе принимали участие лучшие мастера Англии — Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель и другие. Особого упоминания заслуживает Генри Рейнский, королевский каменщик Генриха III, при котором в 1245 году и начали возводить аббатство.

Вестминстерское аббатство было выстроено в формах, несколько необычных для английской готики. В нем сильно чувствовалось влияние французских образцов. Прежде всего, это сказалось на плане самой церкви. Ее поперечный корпус — трансепт, отодвинут к востоку, алтарная часть имеет не прямоугольное, как обычно в Англии, а закругленное завершение, и вокруг нее расположен целый венец капелл. Необычна также и высота главного нефа. Он самый высокий в Англии — как правило, английские соборы несколько ниже. Потому Вестминстерское аббатство получило не свойственную английским готическим церквам сильно развитую систему контрфорсов и аркбутанов, подпирающих снаружи стены в тех местах, где они принимают распор сводов. Эта опорная конструкция производит особенно сильное впечатление, если смотреть на здание с юга, из монастырского дворика. Да и главный, западный фасад с его двумя башнями своей компактностью скорее напоминает готические соборы Франции.

Декоративное решение фасада позволяет безошибочно угадать в нем английские черты. Здесь нет торжественных и богато оформленных порталов, играющих столь значительную роль в готических соборах континента. Обращает на себя внимание полное отсутствие скульптуры. Зато нигде, кроме Англии, не встретится столь изысканная резьба по камню, образующая на поверхности стены как бы сетку с крупными прямоугольными ячейками. Нет здесь, на главном, западном фасаде, и обычного для французских соборов большого круглого окна, которое принято называть «розой». В Вестминстерском аббатстве такие окна помещены лишь на торцовых стенах северного и южного трансептов. Очень своеобразные, с красивым каменным переплетом, расходящимся во все стороны от центра окна, они, несомненно, украшают аббатство. К сожалению, оба окна дошли до нас лишь в том виде, какой они получили во время слишком усердных реставрацией конца XIX века. Форма переплета розы северного фасада была при этом сильно изменена. Предполагается, что его первоначальный облик сохранился в рисунке изразцового пола XIII века в зале Капитула.