Смекни!
smekni.com

Дом-особняк в архитектуре русского модерна (стр. 1 из 2)

Министерство образования РФ

УралГАХА

Реферат

тема: «Дом-особняк в архитектуре русского модерна»

Исполнитель: ст. гр. 271

Нестерова П.М.

Преподаватель:

Волокитина Т.Е.

Екатеринбург 2008

Содержание

1. Модерн

2. Интерьер модерна

3. Архитектура модерна

Список литературы

Приложение

1. Модерн

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком. [1]

Русский модерн вдохновлялся другими источниками – своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь – уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой – это модерн. А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?! [1]

Термином "модерн" определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества выражения особенностей времени с помощью приемов и средств, его характеризующих. Сколь бы ни варьировались отдельные требования, лозунгом модерна неизменно оставались современность и новизна. [1]

2. Интерьер модерна

Если в Европе творцами модерна были архитекторы, то в России инициаторами нового стиля стали одарённые живописцы. Отечественные зодчие присоединились к ним позднее, восприняв их идеи с воодушевлением. [2]

Мебель, как необходимый атрибут внутреннего убранства, привлекала внимание участников Абрамцевского кружка и тех мастеров, которые подхватили их начинания. Это проекты мебели в неорусском стиле, сделанные Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1933), – таков буфет монолитно-приземлённый, с витражными стеклами на верхних створках и коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках. Мебелью увлекался и Врубель. Для парка в Абрамцеве он сделал скамью-диван, покрыв спинку и сиденье зелёной майоликой и фантастическими птицами с женскими головами (1899-1900). Более ранним опытом претворения Врубелем новых идей в пространстве интерьера стала печь-лежанка в проходной комнате усадебного дома в Абрамцеве, украшенная скульптурной головой изумрудно-бирюзовой львицы (1890). Грозная энергия, исходящая от царственного зверя, несколько смягчена весёлым цветочным орнаментом майоликовых плит, выдержанных в той же голубовато-зелёной колористической гамме. [2]

Пройдёт всего несколько лет, и деревянная резьба вместе с цветной майоликой оставят мебель, перешагнут через порог интерьера, чтобы занять более престижное место на стенах доходных домов и церквей, особняков и общественных зданий. Экспериментальная мебель Абрамцева была своего рода повивальной бабкой многих архитектурных проектов. Недаром самый знаменитый зодчий русского модерна Фёдор (Франц) Осипович Шехтель (1859-1926), не получивший законченного архитектурного образования, считал своим учителем Виктора Васнецова, согласовывал с художником свои проекты сооружений в неорусском стиле. Всем известен построенный по шехтелевскому проекту Ярославский вокзал (1902-1903), декорированный монументальными майоликовыми панно. Немалой популярностью пользуется и Дом П.Н. Перцова на Лесном пр. (Москва), сооружённый по эскизам художника С.В. Малютина в 1905-1907 гг., где композиции из цветных плиток майолики празднуют свой триумф. [2]

Село Талашкино, расположенное вблизи Смоленска, было вторым после Абрамцева очагом развития неорусского стиля. Владелицей Талашкина была княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, побочная дочь императора Александра II. Будучи от природы одарённой – певицей и художницей – Тенишева сплотила вокруг себя талантливых художников. Огромную роль в мастерских Талашкина играли С.В. Малютин, М.А. Врубель и Н.К. Рерих (1874-1947). [2]

Внешняя театральность стала характерной чертой русского модерна от интерьера, мебели до архитектуры. Эта осознанная тяга к театрализации мебели возникла на заре зарождения неорусского стиля, возможно, под влиянием трилогии А.К. Толстого, пьес А.Н. Островского. [2]

Неорусский стиль в модерне получил за самое короткое время широчайшее распространение не только в двух столицах, но и в крупнейших центрах провинции и был воспринят как своё, родное, отечественное искусство. Спешно строились особняки и виллы частных лиц, общественные сооружения, доходные дома в этом стиле. Проектировалась мебель для их интерьеров. [2]

Наряду с неорусским стилем в модерне появились иные направления: неоготика, неоклассицизм. Характерным образцом неоклассицизма может служить кресло из Кустарных мастерских Звенигородского уезда Московской губернии. Это был один из крупнейших центров по изготовлению мебели в России в XIX – начале XX веков. Мастер избрал излюбленное красное дерево и традиционную форму «корытца». Украсил внутреннюю часть спинки и низ сидения бронзовым орнаментом. Вместо ручек использовал стилизованные скульптуры бараньих голов. Эти резные детали, единственные во всём кресле, вносят лёгкий оттенок ироничности, совсем не присущей истинному классицизму, но зато бытовавшей в модерне. [2]

Стилизация была отличительной чертой модерна вообще и русского в частности. Всё в интерьере – от витражей, лестницы, мебели до формы дверных ручек – подчинено единому замыслу. Большой популярностью пользовались так называемые венские стулья, недорогие и лёгкие. Стулья эти напоминали скорее табуреты со спинками по лапидарности форм. Ценители вычурных линий модерна приобретали мебель фирмы «Ф. Мельцер» в стиле позднего рококо. Таковы столик и кресло из красного дерева с инкрустацией (1900-е годы). Так создавался особый мир пластически пространственных искусств, и «культура деталей» играла в нём важную роль. Тяготение к простым удобным формам мебели без всяких украшений, что удешевляло её производство и делало доступной для средних слоев населения, чётко обозначилось в 1910-е годы. Так модерн прокладывал путь к будущему, к новым поискам и новым стилям XX века. И современный минимализм может считать модерн своим прямым предшественником, своим «дедушкой». [2]

3. Архитектура модерна

модерн архитектура интерьер особняк

Стиль модерн в первую очередь заявил о себе в архитектуре. Ее важной чертой стал отныне возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям. Но то было иное использование элементов национальной традиции, нежели в период историзма (или эклектики). Свойственная историзму вульгарная "всеядность" по отношению к наследию прошлого сменилась продуманными эстетическими критериями. Результатом присущей стилю модерн стилизации было создание совершенно новых форм, подчинение одному формообразующему началу. Ретроспективизм в новом стиле всегда сочетался с новаторской мыслью. [3]

Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или "стилям" эклектики, в модерне не существует. Свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу проектирования здания "снаружи-внутрь", от предустановленной формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный – "изнутри-наружу". [3]

Градостроительная установка модерна предполагает единство сооружения и среды, уличного и внутридворового пространства, ценностную однородность различных по своему функциональному назначению городских территорий. [3]

В этом контексте свойства модерна, выглядевшие нарушением логики, тектоники и архитектурной закономерности, уже не кажутся несообразностью и прихотью. Они предстают в ином свете – не как отказ от архитектурных норм вообще, а как отказ от исчерпавших себя норм определенной эпохи. Больше того, они свидетельствуют о новаторстве модерна, давшего начало новой архитектурной системе и создавшего новую стилевую систему на основах, противоположных системе нового времени, но в определенной мере родственных архитектурной системе средневековья. [3]

В модерне прекрасное не имеет материального эквивалента, потому выражается по другому. Носителем прекрасного являются специфически обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне нормами красоты утилитарно-конструктивная форма, а не геометрические формы объема и плана или система иллюзорно-тектонического декора: ордер. Целостность модерна определяется единообразием трактовки и приемов гармонизации разнородных, несущих функциональную нагрузку форм. [3]

Модерн отказывается от применения специальной художественной, имеющей только содержательно-декоративное значение системы, он за применение утилитарных форм, трактуемых художественно. Архитектурно переосмысленное утилитарное, польза выступают одновременно и как художественное, красота, эти две роли неотделимы. Конечно, модерн не отрицал декоративного, все дело в характере формообразующей связи. Хотя утилитарное трактуется в модерне нарочито декоративно, а в декоре подчеркнута его практическая бесполезность, это не меняет дела. В модерне декор – второстепенное. Недаром теперь часто говорят, что истинная архитектура всегда конструктивна. Декору отведена роль "чистого" украшения, и в соответствии с замыслом он часто изощрен и прихотлив. Он может быть, а может и не быть (противоположность классицизму и эклектике: система форм – основное). [3]

Модерн можно охарактеризовать словами французского искусствоведа Шарля Блана: "...архитектура в высшем ее понимании – это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят". [4]