2.2 Чикагские небоскребы
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг [рис.4] в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
Выбранные им промышленные материалы - сталь и стекло - требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ, здесь важен "органический принцип" соответствия каждого элемента своему месту в сооружении. [5]
Поэтому мастерские Мис ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе до 1:1, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление.
После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго. [1]
Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи [рис.5] в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго.
Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм. [1]
Заключение
Неоценим вклад Мис ван дер Роэ в современную архитектуру. Кристаллические формы его творений были "приняты на вооружение" крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы. По сей день подобные архитектурные объекты воздвигаются во всех развитых странах. И без них уже невозможно представить облик современного города.
Литература
1. Могульский Г.К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
2. Богданов П.С.,Богданова Г.Б., «Великие художники ХХ века», М.: Мартин, 2001
3. Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
4. А.В. Иконников. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т 1, Т 2 М.: Прогресс-традиция, 2002.
5. Самин Д.К. «100 великих архитекторов», М.: Вече,2001.
Приложение
Рис.1 Павильон Германии на международной выставке в Барселоне
Рис.2. Вилла Тугендхата в Брно
Рис.3. Дом Фарнсуорт-Хауз в Фоке Ривер
Рис.4. Небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке
Рис.5. Здание Новой национальной галереи в Западном Берлине