Смекни!
smekni.com

Владимирский собор в Херсонесе (стр. 2 из 4)

И поэтому удивительно, что после войны, в таких тяжелых условиях дело строительства Владимирского собора сдвинулось с мертвой точки и стало быстро продвигаться вперед.

Севастополь лежал в руинах, а в Херсонесе уже с 1857 года начались активные работы по строительству новых зданий для монастыря. Как будто древний город конкурировал с новым: когда Севастополь при М. П. Лазареве активно строился, Херсонес пребывал в некотором забвении. А когда город славы лежал в руинах, в городе древнем разворачивалось строительство.

И вот, на фоне «строительного бума» в Херсонесе, императором применяется решение о возведении здесь Владимирского собора. Это было уже третье решение, и принимал его уже третий император!

Александр не мог восстановить потопленный флот, не мог отстроить разрушенный город. Но он хотел сделать что-то, хоть какой-то символический жест, который показал бы: государство не отвернулось от Севастополя, от его священной земли.

Поэтому, спустя 2 года после ухода из Севастополя и Херсонеса оккупационных войск, она дает разрешение на строительство собора. Но на какие деньги? Оказывается средства, средства собранные еще до войны на строительство Владимирского собора в Севастополе, так и лежали невостребованными. И император повелевает разделить их на две части: на строительство инвалидного дома с домовой церковью в Севастополе и для собора св. Владимира в Херсонесе.

Но оставшихся после разделения на две части средств, на строительство собора не хватало. На строительство храма было передано 40545 рублей, что во много раз меньше собранных когда-то 350 тысяч народных денег.

Спустя месяц после царского указа о возведении храма, Святейший Синод разрешает херсонесской киновии провести очередной – уже третий – собор пожертвований на строительство собора по всей России.

Для надзора за ходом строительства создавалась специальная комиссия. Ее председателем был генерал-майор Захар Андреевич Аркас – военный моряк, участник многих сражений, а кроме того – историк и археолог, еще до войны проводивший раскопки в Херсонесе, автор книг «Описание Ираклийского полуострова» и «История Херсонеса».

Новый проект собора был составлен в кратчайшие сроки. Уже 2 июня 1859 года его утвердил император. Автором проекта был ректор архитектурного отделения Академии художеств Давид Иванович Гримм. (1823-1898).

О том, что в этот раз собор решили строить всерьез, говорил и тот факт, что ему, еще не построенному, стали дарить подарки. До начала Крымской войны для Владимирского собора в Севастополе было написано 36 живописных работ: 34 образа и 2 картины работы художников И.А. Майкова, Е.А. Сорокина, Т.А. Нефа и П.Т. Рисса. Теперь они передавались для Херсонесского собора.

Для ускорения строительства храма, по особому указанию императора, было разрешено брать камень на его возведение из руин Севастополя.

В 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Петербурге в Херсонес, по указу императору, была передана частица мощей. Св. равноапостольного князя Владимира.

Для хранения священной реликвии был изготовлен специальный мраморный ковчег в виде Евангелия. После возведения собора ковчег был установлен в его нижнем храме на красивом мраморном постаменте над легендарным местом купели, в которой крестился Владимир.

Когда составлялся план местности, на которой предстояло возвести собор, на нем не было показано даже предлагаемое место купели. И отец Евгений, тогдашний настоятель Херсонесского монастыря, поставил на плане над местом расположения могил квадратик и надписал: «водоем». Впоследствии этот «водоем» признали купелью, в которой крестился Владимир, и над этим местом установили памятный знак.

В 1860 году начались работы по расчистке места для будущего строительства. Здесь в средние века стояло семь христианских храмов! И при строительстве собора их старались если не сохранить, то, по крайней мере, не уничтожить полностью. Автор проекта Д.И. Гримм не мог наблюдать за ходом строительства, и поэтому подыскал себе замену, рекомендовав на эту должность архитектора Антонова.

18 марта 1861 года Александр утвердил «определение» Священного Синода о придании Херсонесской киновии статуса первоклассного монастыря. Значение обители, которая будет окормлять Владимирский собор, становилось очень большим.

17 июня 1861 года настоятелю Херсонесского монастыря сообщили о том, что на закладку храма приедет императорская семья во главе с самим государем.

Торжественная церемония начала возведение собора состоялась спустя 2 месяца, 23 августа 1861 года. В ней, как ожидалось, приняли участие император и императрица. Александр IIзаложил первый камень в основание фундамента храма. Там же была замурована медная доска с перечнем духовных и светских лиц, которые принимали участие в церемонии. С тех пор императорская семья постоянно покровительствовала херсонесскому собору.

По возвращению в Петербург царь пожертвовал на строительство храма 1000 рублей из личных средств. Кроме того, он заказал отлить для собора 111-пудовой колокол, судьба которого ныне неизвестна.

В 1862 году была составлена смета на строительство, стоимость которого оценили в 456 000 рублей. Но когда отгремели праздники, выяснилось, сто строить собор не на что: в распоряжении Комиссии имелось лишь 20 729 рублей 19 копеек.

Но пока деньги не закончились, строительные работы велись. С 1861 по 1863 год строился фундамент огромного здания.

В 1864 году началась кладка первого яруса правого алтаря. Но деньги стремительно иссякали. Оказавшись перед угрозой остановки строительства, Комиссия обратилась к Архиепископу Таврическому Алексию с просьбой о разрешении ограничиться строительством нижнего яруса собора, накрыть его крышей и прекратить работы «до улучшения обстоятельств».

Была составленная новая, значительно сокращенная смета, и дело передали на рассмотрение в Священный Синод. Но там не согласились с этим предложением, и велели продолжать работы в 1865 году.

14 августа 1867 года третий сын Александра II- великий князь Владимир – положил первый камень в основу горнего места главного алтарного собора, от которого символически начинается первый ряд кладки верхнего храма. Он же установил мраморный крест над мощами своего святого покровителя. А на следующий день царевич принял на себя звание клитора (старосты) собора.

Через 7 месяцев, 19 марта 1868 года, специальная комиссия принимала от строителей первый ярус храма. Члены комиссии остались довольными увиденным.

Надзор за строительством с 1866 по 1873 год осуществлял новый архитектор – некто Вятский.

Шел уже 1873 год, со дня начала строительства прошло 12 лет, но стены поднялись на землей всего на 6,5 метров, а внутри были выведены только столбы, арки и боковые своды.

В 1874 году к руководству строительством приступил новый инженер-архитектор – М. Арнольд, который внес в конструкцию храма действительно необходимые улучшения, обеспечивающие его прочность.

В 1876 году для практически отстроенного собора отливают металлические оконные рамы, размещают за границей заказ на изготовление витражного стекла.

Итак, на возведение здания собора потребовалось ни много ни мало 15 лет.

Рождение красоты: роспись и украшение собора (1887-1894 гг.)

В тишине, вдали от бурь, потрясавших государство, среди руин Херсонеса, стояло гулко пустое здание Владимирского собора. Без росписей, без икон, не освещаемое огоньками свечей и лампад, не согреваемое биением людских сердец.

Но собор как будто чувствовал, какие бури проносятся над нашим отечеством: он сам жестоко пострадал от шторма. В декабре 1879 года в районе Херсонеса разыгрался страшный ураган, нанесший собору значительные повреждения.

И вот, вместо того, чтобы начинать внутреннюю отделку собора, занялись ремонтом его крыши. Ремонт был выполнен, и собор снова оказался в забвении на долгие годы.

И только когда до 900-летия Крещения Руси оставался год, центральные власти вспомнили о храме.

Новый император Александр IIIвпервые посетил Херсонес с5 мая 1886 года и осмотрел неотдаленное здание собора. А спустя год он поинтересовался у архиепископа сколько стоит завершение работ на соборе. Архиепископ, посовещавшись с настоятелем Херсонесского монастыря, назвал очень серьезную сумму: 300 000 рублей.

Александр IIIассигновал на отделку и роспись собора испрашиваемую сумму, с выплатой по 100 000 рублей ежегодно в течение трех лет.

И начался предъюбилейный аврал. Было решено проводить работы ускоренными темпами. Но все понимали, что за год расписать, отделать и оборудовать огромное здание не удастся. Тогда сосредоточились на нижнем храме, чтобы ко дню Крещения св. Владимира, которое отмечалось 15 июля 1888 года, освятить его. Был смонтированный временный деревянный иконостас, и 13 июля нижний храм был освящен во имя Рождества Богородицы.

Тем временем, разворачивались работы по отделке и росписи верхнего храма.

В том же году была вновь создана строительная комиссия для организации отделки собора. Ее первой работой стало заключение контрактов на проведение мраморных и мозаичных работ в обоих храмах: и верхнем, и нижнем. Среди них важнейшими были: изготовление беломраморного иконостаса верхнего храма и создание мозаичных полов собора.

Все мраморные работы во Владимирском соборе на Центральном холме выполнил из разноцветного каррарского мрамора скульптор Винценто Бонани.

Изготавливая полы храма в технике полихромной (многоцветной) мозаики, авторы проекта отдавали дань херсонесской традиции: уже тогда мозаики древнего города восхищали всех, кто их видел.

Разворачивались в соборе и живописные работы. Авторский коллектив, расписывавший Владимирский собор, был огромным. Среди его членов – и громкие академические имена, и скромные фамилии местных учителей-передвижников, соратник В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и других выдающихся русских художников той поры.