Смекни!
smekni.com

Владимирский собор в Херсонесе (стр. 3 из 4)

Кисти Корзухина принадлежат росписи иконостасов верхнего и нижнего храмов, часть стенных сюжетных росписей. Конху (верхнее полукружие) алтарной апсиды верхнего храма украсила его композиция «Тайная вечеря». А «Крещение» и «Преображение» кисти этого художника разместили в так называемых «больших кругах» на южной и северной сторонах верхнего храма. Он же написал несколько икон в иконостасе главного алтаря, изображения 12 апостолов на барабане купола собора и иконы в правом (южном) приделе верхнего храма, который впоследствии был освящен во имя св. великого князя Александра Невского.

Нашли свое место в нижнем храме и написанные в начале 50-хх годов XIXвека две большие картины художника П.Т. Рисса: «Крещение св. князя Владимира» и «Крещение киевлян».

Полотна 30 лет пролежали на складе монастыря и нуждались в значительной реставрации. Их возрождением занялся преподаватель живописи виленской духовной семинарии Г.А. Молокин. Он же и восстановил 34 иконы работы художников И.А. Майкова и Е.А. Сорокина, когда-то переданные Владимирскому собору вместе с картинами П.Т. Рисса, и тоже нуждавшиеся в помощи реставратора.

Орнаментальные росписи верхнего и нижнего храмов выполнил севастопольский учитель живописи Прокофьев.

Художнику Макину было поручено написать десять икон для киотов верхнего храма и несколько икон на стекле для окон горних мест обоих храмов.

Резчик В. Корецкий выполнил из дерева два иконостаса – для придела Александра Невского и для главного алтаря нижнего храма. Последний впоследствии украсили позолотой.

На выполнение грандиозных по объему отделочных и живописных работ ушло почти 4 года. К октябрю 1891 года работы были практически завершены, и началась подготовка к освящению собора, которое состоялась 17 октября 1891 года.

Новый золоченый иконостас нижнего храма был освящен в следующем году, тогда же завершили и изготовление мозаичного пола нижней церкви.

Придел Александра Невского освятили 17 июля 1892 года.

Но и после этого в соборе продолжались мраморные работы. Венцом трудов камнерезов стала установка памятника св. вел. Князю Владимиру в нижнем храме и облицовка мраморов остатков средневекового храма. Последний строитель покинул собор в 1894 году.

Итак, что же представлял собой полностью построенный и отделанный собор Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в Херсонесе?

Это был один из крупнейших храмов России. Его высота составляла 36 метров, внешний объем – 20 500 метров кубических, общая площадь помещений – 1 726 метров квадратных, диаметр купола – 10,5 метров, внутренняя высота верхнего храма от пола до свода купола – 24 метра, высота главного креста над куполом собора – 2,85 метра. Храм способен одновременно вместить до 1 000 прихожан.

Архитектура Владимирского собора

Архитектурное решение: крестовокупольный храм. Выстроен в Византийском стиле по мотивам знаменитой константинопольской церкви Сергия и Вакха (VIв. н. э.). Собор двухэтажный, имел пять престолов: в нижнем храме – во имя Рождества Богородицы и святого Мартиниана, в верхнем – во имя св. равноапостольного великого князя Владимира, святого великого князя Александра Невского и святого апостола Андрея Первозванного (так и не бы достроен).

Строительный материал: клеонинский песчаник, штучный крымбальский известняк. Отделочный камень (кресты, панели верхнего храма, колонны): гранит, белый, красный и темно-бордовый каррарский мрамор, светло-серый гаспринский мрамор и бело-желтый балаклавский мраморовидный известняк. Полы: мозаичные из цветного камня.

Крест над куполом: шестиконечный, железный с позолотой.

Владимирский собор, который был и остается крупнейшим в Крыму, стал ярким и самобытным произведением архитектуры второй половины XIXвека. Он стал поистине достойным памятником Крещению Руси, символом могущества России, ее верности традициям.

Огромное здание собора доминировало над окружающей местностью. Его было видно почти со всех возвышенностей Севастополя, а золотой крест первым видели корабли, приближавшиеся к городу. Поэтому, в 1896 году Дирекция маков и лоций Черного и Азовского морей предложила администрации монастыря покрасить серые цинковые крыши собора в белый цвет, чтобы их тоже было хорошо видно с моря. Но эти работы, которые начали было производить, по приказу командующего Черноморским флотом, были в следующем году приостановлены из-за отсутствия средств, да так больше и не возобновлялись.

Крыши были слабым место собора. К 1904 году они снова требовали ремонта, средств на который не отпустили, и уникальные росписи собора, его великолепная живопись, начали портиться.

Годы испытаний. От закрытия до разрушения и забвения собора (1924-1986 гг.)

В 1923 году монастырь закрыли, а в октябре 1924 года он перешел в руки светской администрации. В нем предполагалось разместить часть экспозиции херсонесского музея. Но сначала его нужно было привести в порядок: злополучная кровля снова пришла в негодность.

В верхнем храме разместили фрагменты древней и средневековой церковной архитектуры. Нижний ярус приспособили для хранения фондов археологических находок.

Собору суждено было служить музеем очень недолго – 16 лет. 22юиня 1941 года началась Великая Отечественная война, а Севастополь в ту же ночь подвергся первой бомбардировке. Херсонес, находившийся в двух шагах от входа в Севастопольскую бухту, оказался в центре боев советский зенитчиков с немецкими бомбардировщиками.

Экспозиции пришлось перенести в подвалы. Осенью 1941 года основная часть экспозиции – в том числе и та, что хранилась во Владимирском соборе – была упакована в 108 ящиков общим весом 8 тонн и вывезена на Кавказ.

Когда 30 июня 1942 года в Севастополе начались уличные бои, над Херсонесом практически круглосуточно гремела артиллерийская канонада. И в один из дней крупнокалиберный снаряд попал прямо в купол храма. В южной стороне купола и барабана образовалась огромная дыра.

Но первое выпавшее на его долю испытание собор выдержал. Зияя страшной раной, он простоял 22 месяца немецкой оккупации. Занявшие Херсонес фашистские части устроили в соборе склад. А оставшиеся экспонаты музея оккупанты паковали в ящики для вывоза в Германию, но вывести их враги не успели.

Судный день наступил для собора, когда вражеские части готовились оставить Севастополь. По приказу немецкого оберства Кольба собор был заминировал и взорван. Взрыв был такой силы, что обрушил перекрытия между нижним и верхним ярусами, обвалил остатки купола. В верхней части собора разошлись строительные швы, и, конечно, со стен рухнула почти вся штукатурка вместе с бесценными росписями. Храм вступал в самые трагические десятилетия своего существования.

Собор пострадал настолько сильно, а сам он был таким огромным что ставит вопрос о его восстановлении в первые послевоенные годы никто не решался. Изуродованная громада херсонесского храма производила уж очень удручающее впечатление.

Судьба собора повисла на волоске. В 1961 году специально созданная комиссия обследовала руины и пришла к выводу: храм восстановления не подлежит и должен быть разобран. К счастью, предложение комиссии было отклонено властями. Десятилетие спустя, было выдвинуто другое предложение. Профессор Московского архитектурного института К.Н. Афанасьев произвел обмеры здания и составил проект его консервации и приспособления под музей. Предполагалось разобрать второй ярус, устроить крыши на уровне стен, которые казались еще крепкими, и перепланировать внутренние помещения. Но средств на это не нашлось.

Восстановление собора (1986-2001 гг.)

Дискуссии о необходимости полной реставрации собора стали очень активными именно в 80-е годы. С начала перестройки, когда до 1000-летия Крещения Руси оставались считанные годы, все-таки был составлен проект полной реставрации собора. Он был выполнен киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Ивановича Осадчего. Проектом предполагалось восстановление не только внешнего облика, но и интерьеров верхнего и нижнего храмов, возобновление церковной службы.

Но в те годы осуществить столь масштабный замысел не удалось: церкви по всей стране возвращались сотни храмов, и каждый из них в отдельности стало остро не хватать средств.

1000-летие Крещения Руси в свой собственный юбилей храм встретил в руинах, но уже не в забвении.

Возле него, как символ грядущих перемен, в 1991 году возник подъемный кран и гора строительного камня. Одно из первых негосударственных строительных предприятий города – кооператив «Херсонес» по руководством А.Н. Попутаровского – подрядилось восстанавливать собор. Средства на это выделялись государственные, а строить должна была частная фирма. Повторялся опыт возведения собора в XIXвеке. Предполагалось осуществить реставрацию храма по уже упоминавшемуся проекту Е.И. Осадчего.

Но дело закончилось ничем: распался Советский Союз, финансирование прекратилось, и стройка замерла.

И вновь, как и 150 лет назад, единственной реальной силой, способной возродить Храм, оказалось государство. На сей раз – украинское. 9 июня 1997 года вышло специальное постановление Кабинета \министров Украины «О мероприятиях по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова».

Немало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 году здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы.