Смекни!
smekni.com

Композиционно-семиотический анализ ансамбля Красной площади в Москве (стр. 4 из 5)

Кодирующие системы

Ансамбль совершенно очевидно подчиняется системе башенок. Каждая башня становится словом в тексте ансамбля, при этом получает свой индивидуальный код, выполняет свою роль и несёт ответственность в формировании ансамбля. Это Спасская, Сенатская, Никольская башни Кремля, башни собора Василия Блаженного, две центральные башни на фасаде ГУМа, а также две башни Исторического музея. При восприятии зритель попадает в устойчивую систему, образованную этими элементами, и ему приходится оценивать пространство на основе созданных башнями условий восприятия. Перед зрителем башни выстраиваются в одну линию и каждая из них обретает свой масштаб значимости.


Другой кодирующей системой является цвет. Очевидно, что среди построек преобладает красный цвет. Кремль рыжеватого, а музей коричневатого оттенка. Цвет мавзолея близок к бордовому. Несложно заметить, что ГУМ выпадает из этой системы. Однако, это здание немного поддержано выглядывающим из-за кремлёвской стены зданием Сената.

Цвет тоже выстраивает элементы ансамбля в определённую иерархию. Причём собор Василия Блаженного оказывается на его вершине благодаря тому, что однородность материалов башен Кремля обобщает эти элементы в структуре ансамбля. Пёстрый декор куполов собора берёт на себя огромное внимание.


Композиционно-семантическая часть

Композиционно-морфологическая составляющая Семантическая составляющая
1. Композиционное отношение ансамбля с окружениемАнсамбль имеет уникальное положение в окружающей его застройке. Отношения ансамбля с окружением с разных сторон неоднозначны.С юга довольно сложно вычленить тело ансамбля, саму площадь, поскольку Кремль воспринимается как отдельное сооружение. Это происходит из-за того, что ансамблю принадлежит только небольшой участок стены Кремля, при этом сам Кремль является самостоятельным сооружением в первую очередь, и только потом уже участвует в образовании ансамбля. Это происходит вследствие того, что ансамбль всё же является вторичным, производным объектом по отношению к сооружению. Однако, следуя по Васильевскому спуску, зритель незаметно вливается в пространство ансамбля.Гармоничное восприятие с севера осложнено перекрёстком ул. Никольской и выходом с Воскресенских ворот. Зритель оказывается как бы "зажат" среди углов ГУМа и Исторического музея.Следует отметить, что ансамбль практически не обозначен высотами на углах площади, что делает его органично встроенным в структуру города. 1. Смысловая роль ансамбля в окруженииАнсамбль Красной площади в Москве всегда считался сердцем России, поэтому данная композиция несёт огромную по своим масштабам смысловую нагрузку: ансамбль является лицом России для иностранцев и патриотическим символом для россиян. Сложно установить прямую связь между обнаруженными композиционными связями ансамбля с окружением и символикой, поскольку это очень тонкий вопрос, скорее относящийся к менталитету нежели к архитектурной теории.
2. Анализ целостности общей объёмно-планировочной композиции ансамбляВнешние связи.Общий силуэт выражен неярко из-за обилия похожих по конфигурации башенок, однако Купола собора Василия Блаженного разбавляет картину неровным контуром и высокой отметкой куполов.Колорит ансамбля ярко-красный, совершенно не характерный для каких-либо других подобных ансамблей, ведь в основном применяются материалы бежевых тонов.Текстура ансамбля находится на стыке однородности/неоднородности благодаря большим временным разрывам между созданием построек (а отсюда и стилистическим разрывам между ними) с одной стороны, а также стремлению архитекторов попасть в стилистику предыдущей застройки ансамбля (многократно повторяющиеся мотивы шатровых сводов).Масса очень чётко разведена по разным углам с пространством: отсутствуют объекты с ложной телесностью, нет перегородок внутри площади, сама площадь имеет условно чёткий контур, закреплённый высотами зданий.Пространство площади закрыто, если не считать южной части с Васильевским спуском, через который пространство вытекает наружу.Пространство ансамбля обладает чётко выраженной непрерывностью, поскольку вытянутое тело площади с запада окружено непрерывной стеной, а с востока зданием ГУМа, что исключает всякую дискретность площади.Сценарий движения по площади прост - он прямолинеен: вдоль ГУМа и Кремлёвской стены.Характерной точки восвриятия как таковой не существует. Во всех участках площади зрителя окружают "4 стены " из фасадов зданий, связи между которыми не меняются от выбора видовой точки (см. рис. ниже) 2.Анализ семантики общей композиции ансамбляСемантика внешних связей.Красный цвет обычно ассоциируется с кровью, к тому же, на Красной площади проводилось огромное количество казней в России. Собор Василия Блаженного стоит в место девяти церквей "на крови". Вполне оправдана символика крови. Второе значение слова "красный" - красивый, и это значение вкладывает в семантику определённый смысловой пласт: площадь как символ нарядности, красоты, праздничности, парадности, главная площадь страны.
Внутренние связи.План площади достаточно хорошо подчиняется сеткам Уни-Вавилон и Золотое сечение с центром в мавзолее. Так же на фасадах между Никольской башней, башенками музея и углом ГУМа намечается линия ровно так же как и с обратной стороны площади, между углом ГУМа, собором и Спасской башней. Так же фасад ГУМа имеет такие же связи между своими фасадными башенками.Площадь стремится к симметричной структуре в плане с поперечной осью в Сенатской башне. Продольная и поперечная оси хорошо закреплены в фасадах зданий. Но в целом, структура площади имеет дисимметричный характер. На территории всего ансамбля преобладает мотив треугольной остроконечной башенки. Семантика внутренних связей.Совместимость с сеткой Уни-Вавилон может означать стремление архитекторов максимально упорядочить пространство площади. Совместимость с сеткой Золотое сечение с центром в Сенатской башне намечает идейный центр в башне, либо в мавзолее.
Центром ансамбля можно назвать мавзолей Ленина. Центральная ось соединяет центры Исторического музея и собор Василия Блаженного и пересекается поперечной осью, соединяющей Сенатскую башню и вход ГУМа. Идея подвести русскую культуру под социализм воплотилась в здании мавзолея, причём появившись под Сенатской башней, сооружение обобщило элементы ансамбля и возглавило его иерархию.

красная площадь архитектурный композиционный

3. Общее и особенное в композиции отдельных элементов ансамбля, композиционные связи элементов между собойПрактически все элементы ансамбля выполнены в псевдорусском стиле, башни Кремля схожи в своей морфологии, почти все строения выполнены почти в одном материале и цвете, что говорит о множестве общих признаков элементов ансамбля.Но, несмотря на это, каждый элемент индивидуален, несёт свою смысловую нагрузку, слегка отличается по фактуре, что, в свою очередь разнит сооружения между собой.Мы не можем говорить ни о едином, ни о разрозненном стиле сооружений ансамбля, здесь присутствуют нюансные отношения. 3. Семантика отдельных элементов ансамбля и смысловые связи между нимиБашни Кремля, несомненно, тесно связаны между собой по смыслу, поскольку имеют практически одну морфологию и стилистику, хотя, конечно, при более тщательном их рассмотрении перед нами могут предстать совершенно разные по внешнему виду и смыслу сооружения. Однако очень трудно связать единой идеей, например, здания ГУМа и Исторического музея, даже несмотря на то, что они выполнены в псевдорусском стиле. Абсолютно все сооружения на площади несут совершенно разную смысловую окраску, причём особенно ярко выделяется здание мавзолея. О каких-либо устойчивых связях между элементами ансамбля говорить не приходится.Собор Василия Блаженного, Кремль и Исторический музей можно условно считать символом всего русского в архитектуре. Мавзолей Ленина явился символом советской власти, поклонения вождям, символом вечности идей, символом противопоставления советской и русской культур, декора и лаконичности, а так же отчасти и символом невежества и грубости. ГУМ несёт относительно нейтральную смысловую нагрузку, не оттягивая на себя особого внимания и не разжигая в зрителе стольких переживаний, сколько нагнетают красные стены остальных сооружений. ГУМ, скорее всего, даже был создан в такой фактуре для снятия столь тяжелой смысловой нагрузки.
4. ВыводКрасная площадь дает пример традиционного архитектурного ансамбля, который формируется на протяжении длительного времени усилиями многих архитекторов, а точнее, даже многих поколений архитекторов. Ансамбль постепенно кристаллизуется во времени, на каждом этапе его формирования архитектурно-пространственная композиция уточняется и переосмысляется с позиции новых задач. В ходе такой эволюции происходит своего рода «естественный отбор» наиболее жизнеспособных решений, причем новое возникает всякий раз, как правило, в форме частичного, локального изменения общей пространственной концепции, которое закрепляется (или не закрепляется) в следующих этапах развития ансамбля. Таким образом, можно сказать, что ансамбль образовался по принципу временного наслоения отдельных элементов.Нельзя сказать ,что композиция является полностью выверенной. В ансамбле есть нюансы и погрешности. К тому же ансамбль складывался несколько хаотично, из нескольких стилей, хотя поставленное волевым решением здание мавзолея закрепило оси композиции и подчеркнуло несколько неуверенные композиционные решения предыдущих столетий.Но нельзя также сказать что композиция является целостной и завершённой. Явным недостатком ансамбля является незакреплённое пространство Васильевского спуска, через которое пространство теряет свою массу.Чётко прослеживается диалогическая структура ансамбля. Элементы весьма разнообразны и зачастую вступают в спор друг с другом 4. ВыводМежду башнями Кремля наблюдается очевидная смысловая близость, но в любом случае полностью исключён повтор смыслов. Контрастирующее здание мавзолея, в свою очередь, провоцирует более старые сооружения площади на конфликт, при всём этом находясь на поперечной оси и соблюдая симметрию. Остальные здания находятся в простом смысловом диалоге друг с другом, однако вычурное здание Исторического музея нарочито оттягивает на себя внимание, конфликтуя то с ГУМом, то с Никольской башней Кремля.

Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля