Смекни!
smekni.com

Региональные особенности формирования эколого-градостроительных принципов проектирования рекреационных территорий (стр. 5 из 6)

Таким образом, предложенные модели дают возможность выбрать в соответствии с реальными условиями размеры парка, набор сооружений и схему районирования, т.е. решить основные вопросы проектирования и строительства парка.

На основе приведенных моделей были разработаны различные интересные проекты парков.

Парк «Сокольники» первый парк культуры и отдыха в России (рис. 15–17). В прошлом этот парк был на окраине города и представлял собой густой сосновый бор, прорезанный с юга на север системой лучевых просек. Достопримечательность парка – крупный комплекс выставочных павильонов, где обычно проводятся международные выставки. Вдоль лучевых аллей расположены различные культурно-просветительные сооружения, насыщенность которыми уменьшается по мере продвижения на север в зону тихого отдыха. Исторически сложилось так, что на его территории оказалось довольно значительное количество сооружений не «паркового профиля» – детские сады, больничные учреждения. Проектом предусматривается постепенный вывод этих учреждений с использованием зданий для организации культурно-просветительной работы. Территорию парка также занимают Путяевский, Золотой, Оленьи пруды, что делает композицию парка более разнообразной и позволяет устройтсво пляжей и лодочной станции.

Олимпийский парк, построенный к играм 1972 года, благодаря 290-метровой телевизионной башне Олимпиатурм виден практически из любой точки Мюнхена (РИС. 18–20).

Олимпийский парк и Олимпийская деревня находятся всего в 4 км от центра города. Эта территория площадью 300 га расположена в северной части города на бывшем летном поле, окруженном городскими парками; с южной стороны через территорию проходит небольшой канал, соединяющий Английский сад и парк Нимфенбургского замка. На канале создано искусственное озеро. Широкое использование искусственного рельефа позволило соорудить великолепный спортивный комплекс на малоинтересной территории. Устройство искусственного озера, арен основных сооружений в выемке, прокладка заглубленных магистралей и дорог создали предпосылки для экономичного строительства – вынутый грунт использовали при возведении земляных трибун, насыпных пешеходных аллей.

Главные демонстрационные сооружения комплекса – стадион на 80 тыс. зрителей, спортзал и плавательный бассейн – расположены на приподнятой насыпной платформе, замыкая полукругом с севера главную олимпийскую площадь. Главная пешеходная аллея начинается от центральной площади парка, проходит под вантовым покрытием, ширина которого в некоторых местах достигает 120 м, и перекрывает пути, ведущие кплощади. Вдоль пешеходных аллей были высажены взрослые деревья, а некоторые непосредственно на дорожках. Это позволило пустить поток зрителей по затененным коридорам от остановок и стоянок транспорта к основным спортсооружениям. Органично вписана в рельеф сеть прогулочных тропинок. Среди нагромождений гранитных глыб стекают с вершины искусственные ручьи с водопадами. У подножия – искусственное озеро площадью 3,6 га с островком вблизи от берега, где оборудована эстрада. Зрители располагаются на террасах с травяным покрытием, амфитеатром спускающихся к воде. Озеро использовалось для катания на лодках и одновременно как резервуар для сбора ливневых вод с огромного покрытия. На берегах озера и канала созданы условия для прогулок посетителей, по лужайкам и рощам проложены тропинки свободных очертаний, оборудованы площадки для отдыха.

Заслуживает внимания лесопарк в Амстердаме. Он создан на заболоченной территории площадью 895 га. Для осушения территории создана сеть искусственных водоемов, проложена дренажная система. Землю, вынутую при устройстве водоемов, использовали для создания холма площадью 20 га и высотой 15 м. Один из каналов предназначен для гребного спорта. К числу немногих сооружений лесопарка относятся открытый театр, ресторан, кафе, спортивные площадки.

Приведенные выше планы парков позволяют подчеркнуть, что большинство из них организовано на берегах водохранилищ, рек, крупных озер или включает в свою территорию естественные и даже искусственные водоемы. Это объясняется высокой степенью популярности всех видов отдыха, связанных с водоемами.

Факторы, влияющие на характер зонирования территории парка, могут быть различными. Так, по мере удаления парка от центра населенного пункта будет изменяться соотношение зон по площадям, что обуславливается интенсивностью посещения парка, а следовательно, и особенностью проводимой в нем работы. При расположении парка ближе у центральной части города будут развиты дорожная сеть и зоны зрелищных, а также культурно-просветительных мероприятий, на окраине – зона тихого отдыха взрослых.

Композиционные приемы формирования пойменных территорий

Решающее влияние на планировочную композицию парка оказывает функциональное зонирование, которое обусловливается своеобразием расположения парка в городе, конфигурацией участка и его размером, характером рельефа и прилегающих территорий, наличием водоёмов, их размеров и формой, растительностью, массовостью посещения, размещением главного и второстепенных входов в парк, архитектурных объектов, особенностями пейзажа и другими факторами. Зонирование, проведенное без учета какого либо этих факторов, окажет отрицательное влияние на композиционное решение парка и, особенно на его планировочную структуру.

Парки, сады и скверы должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для проведения различных мероприятий; они так же должны быть красивыми, высокохудожественными. При решении любого парка возникает ряд вопросов композиционного порядка, в числе которых видное место занимает согласованность композиции с природными условиями и планировочной ситуацией. Эта задача заключается в том, что бы максимально использовать все естественные и планировочные преимущества территории.

Принцип единства лежит в основе планировки всех типов парковых ансамблей. В малом саду он проявляется в ясной компоновке пространства вокруг композиционного акцента или вдоль композиционной оси. В среднем и крупном парке принцип единства осуществляется за счет непрерывности «перетекания» пространства, существующей пространственно-временной связи между элементами. Композиция отдельных частей подчинена единому замыслу. Целесообразное и органичное следование основных искусственных элементов паркового ансамбля пространственным характеристикам ландшафта является непременным условием достижения единства композиции.

Река, озеро, пруд обогащают и разнообразят пейзаж, особенно они ценны в сочетании с растительностью. Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. В формировании парковых композиций водное зеркало всегда занимает заметное место. Композиционная задача состоит в том, что бы создать перспективы на водоём и его берега, использовать водное зеркало как фон. Композиционное значение водоемов настолько велико, что в тех случаях, когда естественного водного зеркала нет, рассматривается возможность устройства искусственных прудов и других водоёмов.

Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов – отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода – речки, ручьи, водопады – пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных

Подход к построению композиции в процессе общественного развития изменяется. Это находит свое выражение в смене архитектурных стилей, функционального назначения парка. Возможности использования индустриальной строительной техники также накладывают отпечаток на приемы формообразования в ландшафтной архитектуре. Однако, внутренняя логика построения ландшафтных композиций, исторических парков, приемы и средства достижения гармонии являются определенной базой в развитии современной теории парковой композиции.

Шире стали использоваться в последние годы при организации различных парков приемы создания искусственного рельефа (геопластика). Рельефу при этом отводится ведущая роль во взаимодействии с архитектурой сооружений.Пластика рельефа позволяет создать разнообразные, неожиданно сменяющие друг друга пейзажи. Здания, монументы, памятные знаки, павильоны, беседки и другие сооружения, расположенные на высших отметках рельефа, будут выглядеть наиболее эффектно. Нередко особенности рельефа оказывают решающее влияние при выявлении направления главных дорог и размещения основных объектов на территории и, следовательно, предопределяют композиционное построение всего ансамбля.

Приречные пейзажи следует располагать вдоль русла как главной композиционной оси. Принцип организации таких пейзажей – чередование закрытых и открытых пространств. В частности, создание системы открытых луговых пространств вдоль реки оптически расширяет узкое русло. Такого эффекта можно также добиться устройством по берегам небольших искусственных водных зеркал.

Главную ось водоемов желательно подчеркнуть архитектурными сооружениями или скульптурными элементами, установленными на дальнем берегу или на острове. Острова с павильонами, беседками, видовыми площадками являются удобным место для отдыха, к тому же они создают многоплановость перспективы. Мосты, соединяющие острова между собой и с берегом, следует органически вписывать в пейзаж; их можно выполнять из самых различных материалов: дерева, металла, железобетона, камня. Внешний вид мостов определяется окружающим ландшафтом.