Итогом рассмотрения особенностей функционального зонирования и регламента использования территорий является составление двух схем - соответственно, схемы функционального зонирования территории и схемы регламентов природоохранной и хозяйственной деятельности.
Схема функционального зонирования территории является основной и выполняется в масштабе 1:10000. На ней цветом показываются функциональные зоны и выделенные в их составе подзоны, соотнесенные с регламентом хозяйственной деятельности, для чего на схему выносятся границы водоохранных территорий и памятников природы.
Схема регламентов природоохранной и хозяйственной деятельности в принципе является подчиненной, так как отличие ее от первой схемы заключается лишь в том, что приоритет (цветовая нагрузка) на ней отдается территориям с различными регламентами деятельности. Поэтому она имеет более мелкий масштаб - 1:25000.
На следующем этапе работ основная задача заключается в оценке сложившейся обстановки в пределах каждого из выделенных природных комплексов. Результатом ее решения является выделение в пределах отдельных функциональных зон участков, на которых негативное техногенное воздействие будет локализовано в наибольшей степени.
Решение подобных вопросов невозможно без разработки третьей схемы - схемы пространственного распределения функциональных зон. Данная схема позволяет изучить соотношение и пространственное взаиморасположение основных функциональных зон в пределах природных комплексов. Масштаб схемы - 1:10000. Также как и на первой схеме, цветом на ней показываются различные функциональные зоны. Отличие заключается в том, что селитебные зоны здесь даются без разделения, а в пределах рекреационных зон выделяются лишь две подзоны:
· леса и лесопарки, то есть, наиболее залесенные территории
· скверы, небольшие внутрирайонные парки (без статуса “парка”) и резервные территории, то есть, участки, в пределах которых древесная растительность развита не столь интенсивно.
Такое рассмотрение “единых” селитебных зон обусловлено тем, что, как было показано выше, в их пределах вне зависимости от возраста застройки основной состав загрязнителей остается одинаковым. Различие же между подзонами, отличающимися по возрасту застройки, заключается лишь в степени загрязненности территории. Однако для данной схемы ведущим фактором, определяющим выделение различных зон и подзон, является именно тип загрязнения, а не степень загрязненности.
Выделение в пределах рекреационных территорий только двух подзон связано с тем, что, во-первых, залесенные участки обладают большей емкостью и, следовательно, защитной способностью по отношению к воздействию загрязнения. Во-вторых, в пределах резервных территорий существует большое количество различных источников загрязнения, таких, как свалки, отходы гаражных хозяйств и т.п, вследствие чего защитная способность данных участков по отношению к воздействию внешних источников загрязнения существенно снижена.
Дополнительно на схеме изображаются линии водоразделов, что позволяет оконтуривать отдельные природные комплексы.
Из определения природного комплекса следует, что источник загрязнения грунтовых вод, расположенный в пределах какого-либо природного комплекса будет оказывать влияние на состояние грунтовых вод только в пределах данного комплекса и не будет влиять на состояние грунтовых вод в соседних с ним природных комплексах одного порядка. Следовательно, для каждого природного комплекса будут существовать свои источники загрязнения. Исключение составляют лишь те источники, которые имеют большую площадь и расположены в пределах нескольких природных комплексов, например, на водораздельных поверхностях.
Наиболее неблагоприятное положение, способствующее широкому распространению загрязнений в потоке подземных вод - при нахождении на водоразделе промышленных зон. В этом случае загрязняющие вещества попадают в грунтовые воды уже непосредственно в области их формирования, что влечет за собой повсеместное площадное загрязнение грунтового водоносного горизонта. Самая опасная ситуация возникает тогда, когда загрязненные в области питания грунтовые воды попадают в пределы внутренних водоохранных территорий и памятников природы. В особенности это актуально при рассмотрении природных комплексов, имеющих малую площадь.
Кроме того, в весьма неблагоприятных условиях оказываются небольшие территории (селитебные или же рекреационные), со всех сторон окруженные промзоной. Подобные участки находятся в условиях интенсивного загрязнения.
На основе вышеизложенных представлений о путях распространения загрязнения и степени его влияния на отдельных участках, выделяются территории, на которых загрязнение грунтовых вод будет проявляться в первую очередь. Точное определение их границ представляет собой отдельную задачу и должно выполняться с привлечением аппарата гидрогеологического моделирования при проведении более крупномасштабных работ[8]. В рамках же данной работы и используемого масштаба представляется достаточным лишь предварительное выявление подобных участков и их приблизительное оконтуривание.
Для более наглядного представления о местонахождении и площади выявленных неблагоприятных участков составляется еще одна схема - схема территорий, испытывающих наибольшее техногенное воздействие. Поскольку она также является подчиненной, то имеет масштаб 1:25000. Данная схема представляется весьма полезной при выборе первоочередных участков реконструкции, а также при общем анализе экологического состояния территорий.
Заключение.
Функциональное зонирование, базирующееся на вышеизложенных принципах, оптимально для геоэкологической оценки территорий при разработке проектов благоустройства и реконструкции, при решении вопросов о землеотводе, при определении очередности вывода промышленных предприятий и при рассмотрении проектов строительства и размещения различного рода сооружений. Одним из основных достоинств предлагаемой методики является возможность качественного прогноза изменений компонентов природного комплекса, которые будут иметь место при появлении или изменении техногенной нагрузки. В связи с этим подобные работы целесообразно выполнять в составе предпроектных разработок при обосновании выбора участков для массового жилого и промышленного строительства.
Результаты работ адресуются подразделениям местной и городской власти, местным отделениям Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, различным строительным и проектным организациям.
Предлагаемый подход к функциональному зонированию территории является начальным звеном в решении вопроса об определении емкости природного комплекса.
Литература.
1. Атлас природного комплекса г. Москвы. - М, Москомархитектура, 1996.
2. Биогеохимическая лаборатория. Труды. Вып. 16. - М., АН СССР 1980,
3. Водный кодекс Российской Федерации. - М., 1995.
4. Гольдберг В.М. Взаимосвязь загрязнения подземных вод и природной Среды. Л., "Гидрометеоиздат", 1987.
5. Горная энциклопедия, т. 4. - М., “Советская энциклопедия”, 1984.
6. Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды в г. Москве в 1992 году”. - М., Фонд “Эссо”, 1993.
7. Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР. Постановление Совмина РСФСР от 17.03.89 № 91.
8. Постановление № 889 Правительства Москвы “Об основных направлениях сохранения и развития территорий природного комплекса” от 27 декабря 1995.
9. Толстихин Д.О. Природные и сточные воды в долинах рек Котловки и Коршунихи. - в печати.
10. Харизоменов Д.А. и др. Натурные исследования малых рек г. Москва. - М., ИВП РАН, 1993, 105с.
11. Grischek T., Nestler W. Urban groundwater in Dresden, Germany. - Hydro-geology journal, vol. 4, No 1, 1996.
12. Lerner David, Barret Mike. Urban groundwater issues in the United King-dom. - Hydrogeology journal, vol. 4, No 1, 1996.