Смекни!
smekni.com

Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима (стр. 10 из 10)

Страбон, Тацит, Витрувий и другие ранние римские авторы считали Ве­зувий давно потухшим вулканом. Снизу и доверху гору покрывали леса, а плодородная почва у подножия горы создавала благоприятные условия для земледелия. Последнее и послужило причиной для раннего освоения побережья Неаполитанского залива. Помпея, Геркуланум и Неаполь со­ставляли цеп г, населенных пунктов, связанных между собой многочислен­ными виллами, стоявшими среди приморских садов.

Помпеи возникли на древнем лавовом наплыве, полого спускавшемся к югу. Отметка у северной городской степы составляет 42 м от уровня моря, тогда как крайняя южная отметка имеет всего 8 м. Однако центр города был расположен на абсолютно ровной площадке. Первоначальное поселение осков возникло в районе Главного форума, но с течением вре­мени город расширился и образовал тот неправильный овал, который ограждается дошедшими до нас городскими степами. Помпеи имеют около 1200 м в длину и 700 м в ширину. Раскопки, начатые еще в 1748 г., в на­стоящее время подходят к концу. В последние годы в интервале между амфитеатром и театральным комплексом была обнаружена гигантская палестра—целое, некогда золеное прямоугольное поле, обнесенное по контурам многоколонными галереями. Это открытие возвышает Помпеи, пре­вращая их в крупнейший зрелищный и спортивный центр, который обслу­живал весь климатический курорт императорского Рима на побережье Неаполитанского залива. Помпеи не имеют геометрически идеальной планировочной структуры. Композицию города определила не геометрическая схема, а живописность окружающего ландшафта. Над городом и всем Неаполитанским заливом царит огромная, живописная вершина Везувия. На нее и направили строители Помпеи важнейшие транзитные улицы — Стабианскую и улицу Меркурия, которые составили основу всей сетки улиц города; на Везувий ориентирована и удлиненная площадь форума, перистильный двор боль­шого театра, продольная ось амфитеатра, храм Аполлона и даже крупные жилые дома. Благодаря этому усеченный конус горы как бы «присут­ствует» во всех перспективах. Он улучшает ориентацию зрителей, обога­щает колорит города, дает необходимые вертикальные контрасты и, на­конец, оправдывает плоскостной характер городского силуэта. В этом тонком учете внешнего ландшафта сказалось греческое понимание при­роды, но заслугой римлян явилось то, что они сохраняли и развивали ком­позицию, основу которой заложили греки.

Большой интерес представляет в Помпеях амфитеатр, почти целиком утопленный в землю; не менее интересна группа театров, примыкавшая к Треугольному форуму, однако сильнейшее и неизгладимое впечатление производит на зрителей центр города, состоящий из Главного форума и окружающих его базилик, рынков и храмов.

Чем же объясняется обаяние помпеянского форума? Конечно, абсолют­ные размеры, так же как и геометрически правильный план этого форума, играют совсем незначительную роль. Художественная выразительность помпеянского форума заключается в его пропорциях, в выдающейся роли главного здания, в гармонической связи самой площади с системой при­мыкающих улиц и, наконец, в исключительной разработке архитектурных деталей. И архитектор, и каменотес вкладывали столько любви и искус­ства в каждую глыбу мрамора, из которой выходила колонна, плита мо­стовой или же подиум статуи, что камень не мог не «ожить», превратив­шись в настоящее художественное произведение. Так же, как и форумы Рима, помпеянский Главный форум строится на контрастах к окружающей среде. Действительно, улицы, подводящие к Главному форуму, по большей частя были узкими и кривыми. Слепые фасады домой прорезались лишь редкими входами в магазины и жилые дома; силуэт уличной застройки делал уступы и зигзаги на фоне неба, и лишь края нависающей черепицы и сочная зелень деревьев оживляли скромные уличные перспективы. Но, выйдя на форум, зритель ужо ощу­щал простор. Дорические колоннады, окружавшие форум с трех сторон, сообщали ему парадность и строгость, а высоко стоявший храм Юпитера с его большими колоннами коринфского ордера резко выделялся на окру­жающем фоне. Но притягательная сила храма Юпитера заключалась не только в нем самом. За храмом высился синеющий абрис Везувия, и склоны горы, обрамлявшие треугольник фронтона, придавали храму Юпи­тера огромную силу. Этим и объясняется то неизъяснимое влечение в сто­рону храма, которое испытывает всякий, вступивший на эту замечатель­ную площадь.

Комплекс помпеянского форума формировался в течение ряда веков. Так, например, храм Аполлона и большая базилика, примыкающая к форуму с запада, были построены еще во II в. до н. э. Храм Юпитера относится к 80 г. до н. з., а крытый рынок для торговли продуктами (Мацеллум), рас­положенный с восточной стороны, возник в эпоху Августа. Сооружения, окружающие Главный форум, хотя и сохраняют либо параллельное, либо перпендикулярное положение в отношении самого форума, но не вполне отвечают его осям. Вот почему такое большое значение приобрели колон­нады, обрамлявшие площадь. Эти колоннады служили не только для раз­мещения публики во время массовых зрелищ, но и превосходно маскиро­вали разнохарактерную застройку.

В 63 г. помпеянский форум, как и весь город, сильно пострадал от земле­трясения. Тотчас же после этого начались восстановительные работы, о чем свидетельствуют незаконченные постройки и наполовину обрабо­танные колонны, найденные на каменном паркете Главного форума. Однако восстановление города было прервано второй катастрофой, разра­зившейся 24 августа 79 г.

Рассказ очевидца этой трагедии оставил нам Плиний младший, а роман­тически преподнесенное зрительное представление о гибели Помпеи дал выдающийся русский художник К. П. Брюллов, поместивший персонажей своей колоссальной картины в обстановку раскрытой раскопками Геркулаиской дороги.

Используемая литература:

1. История градостроительного искусства(в 2-х томах)

Авторы:

1. Т.А. Гатова

2. В.П. Сысоев

3. Е.Л. Тёмкина

2. INTERNET