VII—VI вв. до п. э. были отмечены все возраставшей колонизаторской деятельностью греков. Следует отметить, что возникновение многочисленных колоний сыграло прогрессивную роль в развитии греческой культуры, так как греки вступили во взаимодействие с наиболее передовыми пародами древнего мира. Колонизация расширила их кругозор и превратила греков в закаленный и предприимчивый народ. И если Греция в то время не имела единой государственности, а представляла собой систему политически разобщенных небольших городов-государств, то греки все же ощущали себя представителями одного великого племени.
В IX и особенно в VIII, VII и VI вв. до н. э. было основано множество новых городов, по преимуществу в отдаленных районах бассейна Средиземного моря. Так, например, в 754 г. до н. э. выходцы из Коринфа заложили г. Сиракузы па острове Сицилия, а в середине VII в. до н. э. на том же острове возник Селинунт (о чем говорят л Фукидид, и Диодор Сицилийский) ; около 600 г. па южном побережье современной нам Франции строится город Массилия (Марсель); в 650 г. па территории нильской дельты сооружается Навкратида, и, наконец, продвигаясь па северо-восток, греки создают в 658 г. у входа в Черное море Византии, а в VI в. — Ольвию, Феодосию, Фанагорию и Херсонес на северном побережье моря. Уже из этого краткого перечня следует, что сфера распространения древнегреческих городов так же, как и сфера влияния греческой культуры, за это время чрезвычайно расширилась.
Города архаической эпохи имели нерегулярную планировку и состояли из двух главных частей: акрополя и жилого района. Жизненным центром жилого района являлась гора, примыкавшая к торговым кварталам. В архаическую эпоху получило развитие каменное зодчество, проявившее себя в строительстве периптериальных храмов, тогда как в жилой застройке продолжали применяться деревянные конструкции в сочетании с сырцовым кирпичом.
На рубеже VI и V вв. Греция подверглась вторжению персов. Двигаясь с востока на запад, персы разрушали по пути культурные центры ионийских и дорийских колоний. В огне бушевавших пожаров одним из первых погиб Милет, даже Афины жестоко пострадали от нашествия персов. Однако патриотический подъем греков, защищавших свою родину и ее политические порядки, превратил их в достойную военную силу, и после ряда побед (близ Марафонской бухты, у острова Саламина, и Платой) угроза полного уничтожения греческой культуры навсегда миновала.
Во время греко-персидских войн руководящую и объединяющую роль среди греческих городов-государств играли Афины, и это первенствующее положение сохранилось за Афинами и после изгнания персов. Афинах— столице афинской рабовладельческой демократии—сосредоточились экономические ресурсы всей Греции; в Афины стали стекаться лучшие творческие силы, и в течение короткого времени искусство достигло здесь того высокого расцвета, который получил наименование классики. Еще в архаическую эпоху были созданы первые ордера—ионический и дорический; теперь же они достигли художественного совершенства и дополнились новым, неизвестным ранее коринфским ордером. В короткий период, измеряемый всего лишь одной человеческой жизнью, был построен с начала и до конца Афинский акрополь с прекраснейшим из периптериальных храмов—Парфеноном. Именно в эту эпоху соединились все лучшие творческие силы, и под руководством Фидия архитектура и монументальная пластика образовали единые синтетические композиции. Для V в. было характерным не столько строительство новых городов, сколько восстановление старых, поврежденных пли разрушенных персами. Однако, восстанавливая такие города, как Пирей или Милет, греки не повторяли старых, нерегулярных градостроительных приемов. Наоборот, они начинают применять новую регулярную планировочную систему. Эта так называемая «гипподамова планировка» получила в IV в. широкое распространение у греков, а к более позднее время повлияла и па планировочную деятельность римлян.
Сравнительно хорошо изученный город классической эпохи (т. е. V— IV вв. до п. э.) представлял собой архитектурно организованное планировочное целое. Акрополи постепенно превратились в «священные места»; на горных склонах акрополей появились театры, тогда как значительно вырос пшй нижний город получил теперь обширные центры, состоявшие из площадей различного назначения, близ которых располагались булевтерии, гимнасии, пристани, склады и другие сооружения, обслуживавшие общественную жизнь и торговое судоходство.
В истории Греции V— IV вв. были отмечены нарастанием классовой борьбы, подрывавшей устои города-государства. В эллинистическую эпоху (III—I вв. до н. у.) города-государства уступают место крупным греко-восточным монархиям, образовавшимся в результате экспансии греков па Восток. Еще во второй половине IV в. одно из северных балканских государств— Македония—в результате победоносных походов Александра Великого подчинило себе огромную персидскую монархию, а вслед за нею Египет, среднеазиатские страны и да/ке отдаленные области северо-западной Индии. Путь Александра от Геллеспонта в Египет и Среднюю Азию был ознаменован не только разрушениями городов, в число которых попал и великолепный Персеполъ, уничтоженный страшным пожаром; продвигаясь на Восток и мечтая о всемирной империи, Александр Македонский одновременно создавал опорные пункты нового государства. Проходя через Приену, он щедро одарил этот город; в дельте Нила, по повелению Александра, была основана новая столица Египта—Александрия (331 г. до н. э.); в Двуречье были построены Никефорий и Александрия (на Тигре); в Средней Азии—Александрия Дальняя (нынешний Ленинабад); на территории Индской долины возникла Никея, а в устье Инда сооружен порт Александра. Смерть Александра Македонского привела к распаду его огромной империи, державшейся на военной силе, по центры греческой культуры все же переместились па восток. В 111 и II вв. до тт. э. Александрия, Антиохия и Пергам достигли настолько большого развития, что могли конкурировать не только с Милетом, но и с Афинами.
Градостроительство эллинистической эпохи сочетало в себе приемы и формы, свойственные коренной художественной культуре Греции, с архитектурным наследием Древнего Востока. Под влиянием грандиозных архитектурных сооружений восточных деспотий городские ансамбли приобрели значительно больший размах. Вместе с тем греки освоили в этот период то благоустройство, которое имело в городах Двуречья многовековую историю. Водопровод, канализация и мощение улиц прочно вошли теперь в строительный обиход. Значительно развилась архитектура жилого дома перистильного типа; храмы же утратили свою ведущую роль в архитектуре, их место заняли общественные сооружения: театры, стадионы, библиотеки. Уничтожение Карфагена, приведшее к установлению римского владычества на Средиземном море, предопределило судьбы эллинистических государств. В 146 г. до н. э. собственно Греция окончательно лишилась политической независимости, превратившись в римскую провинцию Ахайю. Но, несмотря па жестокий разгром Пирея, Афин и других городов во время восстаний при Сулле и Цезаре, Греция все же продолжала оставаться обетованной землей наук и искусств. Вплоть до I в. п. э. греческие архитекторы являлись главными строителями Рима, а с провозглашением империи многие греческие города, к которым благосклонно относились императоры династий Флавиев и Антонинов. украсились великолепными храмами, термами, стадионами и театрами. Однако в этот период греческое искусство подчинилось римскому, по-своему понимавшему архитектурные формы и применявшему свои особые типы городов.
Население и размеры городов
Давая характеристику социальному составу населения греческих городов, следует отметить, что сведения, относящиеся к древнейшим периодам греческой истории, не только крайне бедны, но и малодостоверны. Лишь начиная с VI—V вв. па основании упоминаний в исторических, философских, юридических п географических произведениях можно составить представление об экономике древнегреческих городов-государств и о социальном и профессиональном составе городского населения. Ремесленное производство в крупнейших городах материковой и колониальной Греции в V, IV и III вв. получило значительное развитие. Выделкой керамики, оружия, тканей и ювелирных изделий было занято большинство ремесленного населения. В V в. уже существовали ремесленные мастерские, в которых работали по преимуществу рабы. Так, например, в афинской мастерской, принадлежавшей Лисию, работало около 100 рабов, а в кожевенной и мебельной мастерских, принадлежавших отцу знаменитого оратора Демосфена, было занято 55 рабов. Наряду с рабами в ремесленном производстве работали и свободные люди, выполнявшие главным образом государственные строительные заказы. II те и другие сообразно своей профессиональной принадлежности населяли ремесленные районы, лежавшие либо вблизи рынков, либо у городских окраин, что можно наблюдать на примере большого района гончарного производства в Афинах, известного под названием «Керамика». Широкое развитие международной торговли превратило торговцев в одну из наиболее влиятельных социальных групп. В крупнейших торговых городах, к числу которых относились Милет и Пирей, существовали специфические торговые кварталы, располагавшиеся близ рыночных агор, пристаней и складов. Помимо перечисленных социальных групп в древнегреческих городах постоянно жили профессиональные военные, учащиеся гимнассий н академий, художники, актеры и ряд других представителей интеллигентного труда. Таким образом, по сравнению с городами Древнего Востока социальный и профессиональный состав городского населения в Греции был значительно более разнообразным, что отвечало более высокому уровню развития ее производительных сил. Судить о численности населения древнегреческих городов чрезвычайно трудно, так как сообщения древних авторов далеко не всегда достоверны. Вместимость храмов, театров, стадионов и других общественных зданий также не разрешает интересующего пас вопроса, так как многие греческие города. являлись центрами общенародного культа тех или иных божеств или пунктами, где происходили атлетические состязания и театральные действия, собиравшие большое число иногородних зрителей. Такими городами являлись священные Дельфы, где находился знаменитый оракул Аполлона; Книд, являвшийся центром культа Афродиты; Элевсин, прославленный культом Деметры, и ряд других религиозных центров Греции. Олимпия, собиравшая огромное число зрителей во время Олимпийских игр, в промежутках между играми на целых четыре года приходила в полнейшее запустение, и, собственно, ее даже нельзя рассматривать в качестве города, так как постоянными жителями Олимпии являлись только жрецы.