Архитектура агор
Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на территории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неизвестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па территории акрополей и священных участков, тогда как торговля производилась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие свободные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в самих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не получила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в композиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располагались зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные галереи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского населения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой переходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпечаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начиная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и других городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изменили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решающую роль играли отношения н пропорции простой геометрической композиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее первоначальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой замечательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от главной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происходила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яркого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выделялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали силуэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однородность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и контрастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямоугольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинистическую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно главной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно интересна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характерными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.