Римляне, как и греки, обращали большое внимание на планировку и застройку городов, что можно видеть уже из трактата Витрувия. В своем трактате Витрувий говорит о выборе места для города, рекомендуя тщательно учитывать климат, а также принимать в расчет местные природные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производственным сырьем. Придавая значение строительству оборонительных стен, Витрувий связывает проблему обороны с планировкой самого города, говорит о размещении городских центров, о пропорциях форумов, о расположении статуй и многих других вопросах теории городского строительства, многократно ссылаясь на греческие примеры.
Однако сравнение планов греческих и римских городов приводит к тому заключению, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. В самом деле, почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружающий ландшафт. Римляне же, напротив, безупречно решали только стратегическую проблему, в силу чего очень многие города, нарушая правила Витрувия, размещались в некрасивой и даже нездоровой местности. Сооружая свои города, греки никогда не стремились придавать им геометрически правильные внешние очертания. Наоборот, городской план всегда получал у них живописный неправильный контур, хорошо отвечавший рельефу местности и прихотливому контуру побережья. У римлян же города обладали столь геометрической и жесткой формой, что трудно представить себе такое место в природе, где эта форма получила бы полное архитектурное оправдание.
Римские города, так же как и римские монументы, возникавшие в покоренных странах, были символом их военного владычества — символом порабощения. И неудивительно поэтому, что планы небольших городов и лагерей имели такое близкое сходство.
Однако крупные города нарушали описанные планировочные каноны. Так, например, Остия получила свободно трактованный план с главной улицей (декуманус максимус), проложенной параллельно Тибру и создававшей транзитное движение через форум. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли театры, портики, термы и другие общественные здания. Пальмира имела еще более живописную композицию, опять-таки построенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Колонн. Следует отметить, что главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции. В римском городе улица становилась стержнем всей композиции города, и только Рим, имевший множество почти равноценных улиц, являлся исключением из этого правила. Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами с населенными пунктами, лежавшими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Однако эта радиальная система сложилась стихийным путем и не нашла применения в творчестве римских зодчих.
Городские улицы
По сравнению с греками римляне сильно развили архитектуру городских улиц. Этому способствовало высокое благоустройство римских городов. Действительно, опираясь на более мощную экономику и строительную технику и к тому же имея в своем распоряжении огромные массы рабов, римляне могли широко развернуть дорожное строительство, употребляя на мощение улиц не только простые сорта камня, но даже и мрамор. Строгое разделение уличного полотна на проезжую часть и тротуары относится к римской эпохе. Хорошо сохранившиеся улицы Помпеи, Тпмгада, Герасы, Ламбезиса и других городов наглядно показывают, с каким исключительным вкусом мостили римляне улицы, применяя для тротуаров большие прямоугольные плиты, а для проездов либо тот же плитняк, либо крупную мозаику из неправильных по форме, но искусно подобранных камней. Эти камни всегда имели плоский верх, приятный для ноги пешехода и в то же время уменьшавший раздражающий грохот колес. Традиционный римский перекресток, отчетливо выделявшийся на фоне городских планов, ставил в особое положение две главные улицы: «кар-до» и «декуманус». По этим улицам, соединявшим форум с главными городскими воротами, проходили многолюдные процессии, особенно красочные и блестящие при встречах императора или триумфатора, въезжавшего в город в пурпурной того на бронзовой колеснице, влекомой четверкой белых коней. Желая создать для триумфальных шествий торжественную архитектурную оправу и в то же время стремясь к усилению архитектурной значимости главных улиц, римляне стали обстраивать эти улицы непрерывно идущими колоннадами. В небольших городах и постоянных военных лагерях такие колоннады начинались от самых въездных ворот и упирались в большую арку у форума. Так возник прием оформления улиц в одном ордере.
Колонны, обрамлявшие главную улицу, обычно ставились между тротуарами и проезжей частью, и, следовательно, пешеходы отделялись от движения колесниц. Весьма вероятно, что во многих, особенно южных, городах тротуары покрывали специальными крышами, защищавшими пешеходов от палящего зноя, а для лучшей изоляции движения в триумфальных арках против тротуаров прорезались небольшие арочные проходы, что демонстрируют трехпролетные арки Ламбезиса, Тимгада и Пальмиры. С применением тротуаров ширина улиц значительно выросла, и если улицы греческих городов, как правило, не превышали 7—8 м в ширину, то римские улицы, особенно широкие в Пальмире, достигали 20, 30 и даже 35 м. Интенсивное возрастание ширины улиц повлекло за собой расширение городских площадей, и это было естественным, так как между улицами и площадями имеются прямые пропорциональные связи. Обрамляя улицы колоннадами, римляне применяли строгие прямолинейные перспективы; они же вывели отношение 1 : I по поперечному сечению улицы и, следовательно, за много веков предвосхитили архитектуру регулярных улиц, созданную мастерами Высокого Возрождения и получившую развитие в городах XVII и XVIII вв.
Помпеи
Для изучения древнеримского градостроительства эпохи республики и Помпеи первых династий империи весьма благодарный материал дают Помпеи. Это объясняется тем, что катастрофическое извержение Везувия, происшедшее в 79 г., навсегда прекратило жизнь древнего города, сохранив не только многие здания, но и внутреннее убранство их, включая живопись, ткани и предметы домашнего обихода. Несмотря на близость судоходной реки Сарно и преимущества хорошо защищенного от ветров Неаполитанского залива, Помпеи никогда не были крупным торговым портом: не имели они также административного и стратегического значения. Своим необыкновенным расцветом Помпеи были обязаны отчасти ремесленному производству (выделка сукон и красильное дело), но главным образом превосходному климату и красоте окружающего ландшафта, ибо со времени окончательного присоединения Помпеи к Римскому государству (80 г. до и, э.) город являлся климатическим курортом столицы и местом постоянного пребывания богатых и знатных римлян, удалившихся от политической и. общественной жизни. Именно поэтому Помпеи, этот город римской аристократии, получил столп, высокое благоустройство и изысканное архитектурное убранство, проявившее себя не только в общественных зданиях, но и в архитектуре жилых домов. Дата основания Помпеи остается неизвестной, но несомненно, что в VI в. до н. э. город уже существовал. Строители Помпеи—оски, населявшие в древнейшие времена римскую Кампанъю, находились под сильным влиянием своих соседей—италийских греков, а если вспомнить, что сами римляне вплоть до эпохи Августа находились в орбите влияния греческой художественной культуры, то станет понятным преобладание в Помпеях греческого, а не римского художественного начала. Действительно, Помпеи были уничтожены катастрофой в то время, когда создавался Колизей, и, следовательно, живописный стиль эпохи расцвета империи не мог отразиться в Помпеях. Будучи городом средней величины, Помпеи не имели многоэтажных доходных домов, столь характерных для Рима и Остин; в Помпеях не было ни тяжеловесных триумфальных арок, ни грандиозных храмов, ни торжественных форумов, украшенных полукружиями. Наоборот, высокая художественная простота, присущая греческому архитектурному мышлению, воздушность форм полнозвучие архитектурных пропорций, небольшие размеры всех здании и, наконец, интимность, столь характерная для помпеянских домов,—все это отвечает скорее греческим принципам, чем римским, даже несмотря на то, что главные помпеянские храмы были построены по римскому канону, а жилые дома сочетали в себе италийский атрий с греческим перистилем. Помпеянские ансамбли сложились в период угасания эллинизма и утверждения римского стиля, еще обладавшего всей свежестью молодого искусства. Вот почему Помпеи не подавляют человека, а органически принимают его, прославляя в жизнерадостных формах и красках радости земного бытия. Помпеи расположены у южного склона Везувия, усеченный конус которого господствует в окружающем ландшафте. Некогда море вплотную подходило к городским стенам, но по прошествии ряда веков оно отступило, и в настоящее время Помпеи находятся в 1,5 км от берега. Само собой разумеется, что это расстояние не может помешать обозримости морского горизонта. Из Помпеи и теперь раскрывается синяя гладь обширного Неаполитанского залива, по сторонам которого высятся скалистые острова.