По мере развития рабовладельческого строя власть, находившаяся до этого времени в руках родовой аристократии, стала сосредоточиваться в руках рабовладельцев. Города архаического периода, как правило, состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью — агорой.
В VIII — VII вв. до н. э. города не имели еще внешних крепостных стен, появившихся в более поздний период, и все городское и сельское население находило защиту на территории акрополя. Примером такого рода может служить Селинунт.
Селинунт, возникший на западной оконечности о. Сицилия, был одним из полисов, основанных выходцами из Мегары в середине VII в. до н. э. Акрополь Селинунта располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной небольшой реки, а с востока морской бухтой с песчаными пологими берегами. Здесь, по - видимому, находилась торговая гавань. На акрополе, параллельно друг другу, располагались главные храмы. Большая часть этих сооружений относится к VI в. до н. э. Быстрый рост города и активная торговля с другими греческими полисами, а также с Карфагеном, вызвали необходимость расширения города и строительства новой группы храмов на соседнем скалистом плоскогорье, восточнее города. Несмотря на то, что город не сохранился, археологи полагают, что планировка акрополя относится к архаической эпохе и что тогда уже были проложены две пересекающиеся улицы северо — южного и западно — восточного направлений. Исследователи установили, что ширина улицы северо - южного направления насчитывала около 9 м и что на нее выходили кварталы протяженностью около 30 м с поперечными проходами в 3, 6 - 3, 9 м. Пример Селинунта показывает, что уже в архаический период сложилась регулярная планировка.Селинунт многократно разрушался (в 409 г. до н. э. Карфагеном, затем землетрясениями), однако его руины и сейчас свидетельствуют о том, что древние греки стремились к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека. Аналогичное впечатление производил и другой город Великой Греции - Пестум. Греческие города — полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из них были Олимпия и Дельфы.
Олимпия считалась общеэллинским культовым центром с древних времен. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского, происходили в 776 г. до н. э. Они повторялись каждые четыре года. На время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны, и все мужское население устремлялось в Элиду, где на сравнительно небольшом пространстве, у подножья лесистой горы Кронос располагалось святилище
(альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса, построенный в 4г. до н. э. и украшенный скульптором Фидием статуей Зевса. Кроме храма Зевса в святилище было еще несколько храмов, построенных в эпоху эллинизма и ранее. Здесь же располагался алтарь Зевса, на котором во время Олимпийских игр поддерживали яркий огонь. Против храма Зевса и алтаря находился многоколонный портикстоа «Эхо», неоднократно обновлявшийся и перестраивавшийся. Окруженное этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей — агор. Рядом со святилищем располагался стадион, на трибунах которого могли уместиться 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. Кроме стадиона в долине местной речушки Алфея имелся ипподром для конных состязаний.Святилище было окружено многочисленными дополнительными спортивными сооружениями: гимнасием, палестрой и т. д. Имелись и здания, связанные с общественной жизнью полиса, например булевтерий. Некоторые из этих сооружений заново были построены в эпоху эллинизма. Собственно город был небольшим. В нем проживали, главным образом, жрецы и судьи, участвовавшие в Олимпийских играх, и рядовце торгово — ремесленное население, также связанное с обслуживанием большого числа прибывавших на игры греков. Следует отметить, что рабы, хотя и использовались для всех тяжелых работ, не допускались на Олимпийские игры.[5]
Авторитет Гипподама как теоретика и практика в области градостроительства подтверждается многими греческими писателями. Согласно Аристотелю, Гипподам участвовал в строительстве порта Афин - города Пирея (446 - 445 гг. до н. э. ), а несколько позже (444-443 гг. до н. э. ) в разбивке территории города Фурии, построенного выходцами из Афин на юге Италии, и города Родоса. Немецкий археолог А. Геркан приписывает Гипподаму участие в восстановлении Милета (479 г. до н. э. ) после пожара и разрушений, причиненных персами в 494 г. до н. э. Если оставить в стороне планировку Родоса и Фурии — городов малоизученных, и рассмотреть планировочную организацию Милета и Пирея, то можно усмотреть в этих городах некоторые новые и общие черты. Прежде всего это касается зонирования городркой территории.
В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района. Аналогичное зонирование наблюдается и в Пирее. В Пирее главная городская площадь, носившая имя Гипподама, размещалась в центре городской территории между двумя гаванями -Торговой и портом Зея. Западнее площади располагался большой складской и портовый район, тогда как жилые районы занимали территорию юго -
западнее и северо - восточнее центра. Центр Милета развивался вдоль двух пространственных координат, организующих всю планировку города, Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой — торговые и общественные площади, Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками, Южная агора имела три входа, ее размер был 166 Ч 128 м. Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т. е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался еще один гимнасий. Как видно из планов Милета и других регулярных городов Древней Греции, планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города и окружали свободные территории с учетом будущего его развития, Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии, Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра, Эта особенность градостроительного мышления древних греков дополнялась особым их отношением к окружавшему город пейзажу, который они рассматривали, с одной стороны, как зримое выражение их понятия о родине, с другой, — как часть мирового ландшафта или ойкумены (т, е, обитаемой части земной поверхности). Поэтому какой бы город греки ни строили, они всегда знали его местоположение в ойкумене, В этот период благодаря развитию мореходства сильно расширились географические познания, Они объединились с астрономическими сведениями о Луне и Солнце и расположении созвездий, служивших дополнительными ориентирами во время постоянных морских путешествий. Все это слилось с общим представлением о Земле как о плоском круге (по одним источникам, плавающим на воде, по другим, — поддерживавшимся воздухом), Этим объясняется появление в эпоху архаики первых изображений Земли, Так, известны карты Гесиода (VIII в, до н, э, ); Анаксимандра и Гекатея (VI в, до н, э, ).Расцвет греческой культуры и архитектуры совпадает с возвышением Афин. Остается загадкой, был ли единый композиционный замысел у строителей акрополя или этот ансамбль создавался постепенно, по мере возведения отдельных зданий. Одно можно лишь утверждать, что была единая идеологическая концепция, в соответствии с которой и строился этот ансамбль. Эта концепция состояла из нескольких позиций. Во — первых, художественный облик новых сооружений должен был отражать историческую миссию Афин как государства, которое взяло на себя роль спасительницы греческого мира от вторжения иноземцев. Во — вторых, масштаб и характер застройки акрополя должны были отражать экономический и культурный расцвет Аттики в целом. В — третьих, новый ансамбль должен был выражать те демократические начала, которые были свойственны Афинскому государству в этот период, т. е. быть подлинно народным. Все эти позиции и составляли ту идеологическую программу, которая была положена в основу перестройки акрополя. Как видно из этого перечня, религиозно — мистическое начало уступило место художественной интерпретации реальных событий этого времени. Это не значит, что культовые сооружения не отвечали своему прямому назначению, но само религиозное сознание афинян носило народный, фольклорный характер, что и позволило им объединить религиозные, мифологические и героические темы в одно единое художественное целое.