Через год после установки монументальной скульптуры архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы — Парфенону (447- 438 гг. до н. э. ). Вскоре этот периптер, построенный из пентелийско - го мрамора, занял южную часть акрополя и его монументальный объем (30, 89 Ч 69, 54м) получил доминирующее положение в пейзаже. В 437 г. до н. э, архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь — Пропилеи (закончены в 432 г. до н. э.). Композиционная ось Пропилеи стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос. В 431 г. до н. э. в связи со смертью Перикла (429 г. до н. э. ) и началом пелопоннесской войны
строительство на акрополе было приостановлено, но уже в 421г. до н. э. начинается строительство Эрехтейона. Это асимметричное здание, посвященное культу Афины Полиады и Посейдона, заменило старый храм Гекатомпедон, но было построено севернее его. Причем главный его ионический портик был обращен к северу, в сторону Афинской агоры.Расцвет Афин был недолговечным. Стремление этого государства к расширению своего политического и экономического влияния привело к столкновению с Пелопоннесским союзом городов, во главе которого находилась Спарта. Это привело к тяжелой и бесславной для Афин Пелопоннесской войне (431 — 404 гг. до н. э. ), в результате которой Афины постепенно утратили свое ведущее положение в Греции.
Но прежде чем наступил этот период, многовековой процесс строительства городов — государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности Платона (428 — 348 гг. до н. э. ) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э. ).
Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерно жесткую планировочную схему Платона. Он писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше и для безопасности города, и для его благообразия» .Аристотель высказывал также свое мнение о городских площадях. Он предлагал одни площади целиком предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл «чистыми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н. э.
Платон и Аристотель не были единственными античными авторами, писавшими о городе. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э. ) написал специальный трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором изложил свои наблюдения за климатическим режимом в греческих городах; историк Фукидид (460 — 400 гг. до н. э. ) уделил большое внимание изучению истории городов и прежде всего Афин.
Следующий этап в развитии греческого градостроительства относится к эпохе эллинизма. Как в свое время классический период был связан с возвышением Афин, так период становления эллинизма связан был с возвышением Македонии. Первым известным нам городом, которому Александр даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена была окружена крепостной стеной, которая охватывала территорию, предусматривавшую дальнейший рост города. Размеры общественного центра Приены и многочисленные зрелищные сооружения также были рассчитаны на город более крупных размеров. Несмотря на довольно крутой рельеф, план города был строго регулярным. Главная улица имела западно — восточную ориентацию и называлась Улицей Западных ворот. Она была единственной проезжей магистралью города. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы, проложенные поперек складок рельефа, были крутыми и в основном представляли собою вырубленные в скале лестницы. Ширина улиц была традиционна. Улица Западных ворот имела ширину 7, 36 м, второстепенные — 3 — 4, 4 м. Город был разделен на жилые кварталы, которые по своим пропорциям отличались от кварталов соседнего Милета. Они имели размер 120 Ч 160 футов (35, 4 Ч 47, 2 м), т. е. их стороны соотносились как 3: 4. Следует отметить, что в Приене во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения», примером чему может служить главная городская агора. Вообще в древнегреческом градостроительстве трудно найти другой такой город, где гармонизация городского пространства была бы проведена с такой последовательностью, как в Приене. Каждый из жилых кварталов состоял из нескольких, чаще всего четырех жилых домов. Жилые дома Приены были двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощеного дворика, окруженного жилыми и служебными помещениями, среди которых особенно выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Были также и более богатые дома с внутренними перистилями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проемами входов.Таким образом, Приена являлась уникальным образцом эллинистического градостроительства, соединившим в себе два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.
Эпоха эллинизма оставила свои следы не только в Афинах, но и в других городах материковой Греции, а также в таких малоазийских центрах, как Ми -лет, Магнесия на Меандре, Эфес, Эллинистические влияния сказались и на городах Сирии (Пальмира, Гераса) и даже на городах Египта, Храмовый ансамбль на о, Филе является ярким тому примером,
Оценивая в целом градостроительство второй половины IV - конца II вв, до н, э,, можно сказать, что за этот период в нем появились новые черты, обусловленные дальнейшим развитием рабовладельческого общества, образованием крупных монархических государств, объединивших в своем составе многочисленные народы Востока и Запада. Централизация и сосредоточение в ее руках богатств и массы рабов делало возможным исполнение самых грандиозных замыслов. В этот период строились целые столичные города с большими административными и общественными площадями, роскошными дворцами правителей, торговыми и военными гаванями и водопроводами. В них сооружались центры науки и искусства -мусейоны, библиотеки, театры, многочисленные стадионы, бани, устраивались сады и парки.
Регулярное градостроительство приобрело новые черты, которые заключались в развитии главных городских пространств, в стремлении к созданию архитектурно насыщенных городских центров, Городские пространства стали в этот период самостоятельной архитектурной темой, В связи с этим особое значение приобрели колоннады и портики, придававшие городским площадям геометрическую правильность и единообразие, Перистиль стал играть ведущую роль как в жилой архитектуре, так и в святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях. В развитии городских пространств наблюдалась тенденция к замкнутости.
Значительного развития достигли городские ансамбли, расположенные в разных уровнях, которые несмотря на сложность рельефа представляли собой единые архитектурные композиции.
Эллиниртические города славились своим благоустройством, наличием водопроводов, замощением главных улиц и площадей. В то же самое время в городах наблюдался резкий контраст между жилищами богатых и бедных жителей. В жилой архитектуре этого времени наметились несколько типов зданий. Жилые дома социальной верхушки городского общества строились по подобию дворцов — все помещения группировались вокруг перистиля. Жилые дома бедняков более походили на лачуги. В этот период появились в крупных городах (в Александрии, Тире) многоэтажные дома для сдачи помещения внаем городской бедноте. Большое распространение получили виллы. В эпоху эллинизма прежняя глубокая связь греческого искусства с местными народными традициями нарушилась и заменилась стремлением к выработке сначала всеэллинского, а затем и космополитического художественного языка. Этот процесс сопровождался привнесением в искусство греков восточных элементов, что сказывалось в области градостроительства в увеличении масштабов архитектурных ансамблей, в увлечении их формально - композиционной стороной в ущерб идейно -художественному содержанию, в стремлении к пышной декорировке. В то же самое время греческая архитектура обнаружила способность приспосабливаться к архитектурным традициям других народов, что приводило в отдельных случаях к созданию замечательных ансамблей.