Федеральное агентство образования.
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический университет)
Кафедра минералогии, кристаллографии, петрографии
Реферат
По дисциплинеКамень в искусстве и архитектуре
Тема Петергоф - дворцово-парковый ансамбль
Выполнил студент гр. МГП-07 / Кулешова С. А. /
Проверил доцент / Морозов М. В. /
Санкт-Петербург
2010
Содержание
I. Введение...............................................................................................................3
II. Дворцово-парковый ансамбль............................................................................4
1. История возникновения......................................................................................4
2. Композиция ансамбля.........................................................................................4
3. Большой Петергофский дворец.........................................................................5
4. Верхний сад.........................................................................................................6
5. Нижний парк.......................................................................................................7
6. Воронихинские колоннады................................................................................8
7. Гроты Большого каскада....................................................................................8
8. Дворец «Марли».................................................................................................9
9. Дворец «Монплезир»........................................................................................10
10. Каскад «Шахматная гора».................................................................................11
11. Царицын павильон............................................................................................12
III. Заключение..........................................................................................................13
IV. Список используемой литературы.....................................................................14
I. Введение
Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".
По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.
В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.
II. Дворцово-парковый ансамбль Петродворца
1. История возникновения
Дворцово-парковый ансамбль Петродворца (до 1944 года — Петергоф) — одно из высших достижений русской национальной культуры, прекрасный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Петергоф называют столицей фонтанов; миллионы туристов со всего света считают своим долгом, прибыв в Петербург, совершить паломничество в царство блестящих на солнце, причудливо переплетенных струй воды посреди золотого великолепия, тем более, что и находится Петергоф недалеко, всего в 29 километрах от Петербурга. Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13 сентября 1705 года. Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков музей-заповедник «Петергоф».
Архитектурный стиль-барокко.
Государственный музей-заповедник «Петергоф» - памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков - бывшую загородную царскую резиденцию. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году города и его дворцово-парковых ансамблей в список культурного наследия ЮНЕСКО. В 1996 году Указом Президента РФ государственный музей-заповедник «Петергоф» занесен в перечень особо ценных памятников российской истории и архитектуры.
2. Композиция ансамбля
Центр ансамбля — Большой дворец, построенный на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко».
Важная часть ансамбля — парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721—1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна — фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка — «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.
От Большого Дворца к Финскому заливу ведёт Морской Канал.
Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров.
Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I.
На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Длина обращённого к морю фасада — 268 м.
В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото.
Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.
Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.
На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.
4. Верхний сад
Верхний сад - лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении. Занимая площадь 15 га, он имеет важное значение в художественном облике ансамбля Петергофа и выполняет роль парадного двора - курдонера.
Он был заложен в первые годы строительства петровской резиденции и долгое время оставался утилитарным «огородом»: на грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу. Только во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка: один за другим здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля. В партерах установили золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, и с этой поры по своему художественному оформлению Верхний сад стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка. Во второй половине XVIII в. стиль регулярного парка был утрачен подстрижку деревьев и кустарников прекратили, и с течением времени они разрослись и закрыли вид на фасад.
В 1926 г. началась реставрация партера сада по чертежам XVIII в., и свинцовую скульптуру заменили на мраморную, которая в начале войны была зарыта в землю и спасена. Реставрация Верхнего сада в 1960-х годах проходила по историческим документам и планам: все старые деревья были заменены двадцатилетними липами; воссозданы круговые посадки, узорчатые цветники, крытые аллеи, установлена на свои места мраморная скульптура, введены в действие все фонтаны.