Особняк Румянцева
Первый каменный дом на участке дома №44 на Английской набережной был построен в 1740-х годах предположительно для князя Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В. Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех построек на набережной.
После смерти князя особняком владел его сын, который в свою очередь детей не имел. Затем участком владели английские купцы. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.
В 1802 году дом приобрёл граф Н. П. Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства.
В 1824 году для перестройки особняка Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины". Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома. За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.
В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено предоставить дом со всеми коллекциями для нужд первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания разместили надпись: "На благое просвещение". Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца.
Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться. В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет. Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году был перевезён в Москву. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.
В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.
Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. Для неё перестройку особняка начал архитектор Александр Александрович Степанов. После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья. В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.
В 1916 году особняк Румянцева был приобретён "Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров". Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.
В 1938 году в особняке Румянцева разместился Музей истории и развития Ленинграда. Открыт он был только после Великой Отечественной войны в 1946 году. В 1953 году музей стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея "Особняк Румянцева" работает здесь и сейчас.
В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.
Домик Петра I
Домик Петра I является первым гражданским сооружением, построенным с момента основания Санкт-Петербурга. Строили его с 24 по 26 мая 1703 года специально для государя из тёсаных сосновых брёвен на самом берегу Невы, которая в то время подступала к этому месту.
Из рукописи, опубликованной журналом "Русский архив" за 1863 год:
24 мая на острове, который ныне именуется Санктпетербургским, царь приказал рубить лес и заложить дворец. Александр Данилович Меншиков говорил царю, что в Канецкой слободе остались после пожара многие дома, сделанные из брусового леса, - так не прикажет ли царь перевезти их и употребить на построение дворца? Царь отвечал, что он приказал рубить лес на именно этом месте и построить дворец из здешнего леса для того, чтобы в будущем знали, в какой пустоте был этот остров.
25 мая царь приказал вырубить лес и разровнять место около дворца - вверх и вниз по берегу Невы, чтобы поставить шатры и навесы для своих приближённых.
26 мая дворца строение работой окончилось, и около него поставлены были два больших шатра из шёлковой богатой материи персидской работы, а полы устланы коврами. Поставили и другие шатры...
Строительством занимались солдаты, хотя существует легенда о том, что сам Пётр I собственноручно трудился над этим домом. На крыше были установлены вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с "горящим пламенем". Стены выкрасили в красный цвет, под кирпич, поэтому дом называли "красными хоромами". Вплоть до весны 1704 года этот дом оставался единственным гражданским сооружением в городе, после чего рядом стали строиться дома приближённых Петра I.
В 1722 году архитектор Доменико Трезини в доме Петра реставрировал изразцовые печи. А в 1723 году вокруг домика по указанию царя им же была сооружена каменная галерея. На следующий год для защити от наводнений по периметру выстроили каменную стену. Существующий кирпичный футляр появился по проекту Р. И. Кузьмина в 1846 году. В 1875 году перед зданием был установлен бюст Петра I работы П. П. Забелло.
В 1930 году в домике начал свою работу историко-мемориальный музей. Здесь представлены предметы быта начала XVIII века, личные вещи Петра I. В 1971-1976 годах проходила реставрация здания.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость - "Русская Бастилия"
С истории создания Петропавловской крепости начинается история жизни города. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться, построить новую крепость. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы, новое место выбрали на Заячьем острове.
На финских и шведских картах этот остров в длину 750 и в ширину 400 метров, назывался Енисаари (с финского - Заячий), либо Люст-гольм (со шведского - Весёлый). Сохранились истории о том, что когда здесь жили шведы, на острове для отдыха и развлечений был устроен сад, от чего его и назвали Весёлым. Именно отсюда просматриваются входы в рукава Невы из Финского залива, чем и можно объяснить выбор места для строительства новой крепости.
27 мая 1703 года на Заячьем острове закладывается крепость Санкт-Петербург. Нет единого мнения о том присутствовал ли при закладке крепости Пётр I или нет. С одной стороны, некоторые документы указывают на его нахождение тогда на Олонецкой верфи. С другой - столь важное событие просто не могло происходить без присутствия государя. В любом случае, этот день стал считаться днём основания города. Возглавлял строительство Александр Данилович Меншиков, ближайший помощник Петра I. Считается что чертёж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I. Математический расчёт плана выполнил французский фортификатор Ламбер. Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена.
Практически одновременно с началом строительства крепости начинается сооружение первого храма - Петропавловского собора (проект Д. Трезини).
План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. С 1704 года к Заячьему острову намывают дополнительное пространство, остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. Под руководством Кирштейна началась перестройка сооружений в камень, однако в конце 1704 года архитектор уезжает из России. В 1706 году возглавляет строительство Доменико Трезини. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой уязвимой при атаке шведских войск. Применяется совершенно новый для России принцип сооружения фортификаций. Строятся бастионы, толщина стен которых порядка 20 метров (5-6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними земляная засыпка с толчёным кирпичом), высота стен - 12 метров. Под стены крепости было забито порядка 40000 свай. На каждом бастионе устанавливается по 50-60 орудий. Стены между бастионами (куртины) включают казематы для содержания гарнизона. В казематах изначально планировалось хранить порох, однако из-за сырости пришлось от этого отказаться. Для поднятия пушек на стены в середине XVIII века построили аппарели. Изначально их соорудили деревянными, позже переделали в камень.