Смекни!
smekni.com

Архитектура Санкт-Питербурга (стр. 12 из 26)

На территории Петропавловской крепости никогда не приводились в исполнение смертные приговоры. Приговор этот осуществлялся либо на плацу Семёновского полка (перед ТЮЗом), либо в Шлиссельбургской крепости.

Петропавловская крепость - один из главных музейных комплексов Санкт-Петербурга

С 1924 года крепость стала музеем. Во время Великой Отечественной войны на территории крепости стояли зенитные орудия. Шпиль Петропавловского собора был закрыт маскировочной сеткой. Попаданий снарядов в собор не было, однако пострадали стены самой крепости. В 1951-1953 годах на Иоанновском мосту установили перила и фонари в виде обелисков и пучков копий, по проекту А. Л. Ротач и П. В. Баженова. 25 декабря 1975 года к 150-летию со дня восстания декабристов у Кронверка был установлен обелиск из розового гранита. Здесь в 1825 году были казнены К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский.

На площади перед Гауптвахтой в 1991 году появился памятник Петру I работы Михаила Шемякина.

Портик Перинной линии

На этом месте по линии Думской улицы в первой половине XVIII века протекал Глухой проток. Засыпали его в 1758 году. На его месте образовалась Думская улица. В 1797-1798 годах на средства купцов по её оси были построены Перинные ряды, названные так от продажи в некоторых лавках птичьего пера.

К торцу этих рядов и был пристроен портик (Невский пр., 35) в 1805-1806 годах по проекту Л. Руска.

В 1860-1861 годах перед портиком появилась часовня Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря (по проекту А. М. Горностаева). Часовня эта была популярна, но снесена в 1929 году. Все остальные здания вокруг были классического стиля, она нарушала единый стиль данного места.

В 1963 году в связи с сооружением станции метро "Невский проспект" и первого в городе подземного перехода Перинные ряды вместе с портиком разобрали. В 1967 году, к 50-й годовщине Октябрьской революции здесь установили электрифицированную карту вооружённого восстания 1917 года. За ломаные очертания её прозвали в народе "гнилой зуб".

В 1971-1972 годах портик был возведён заново (архитектор М. И. Толстов). В нём открыли театральные кассы.

Кикины палаты

Кикины палаты - одно из самых старых жилых зданий в Санкт-Петербурге. Начато строительство было в 1714 году, дом возводился для Александра Васильевича Кикина. Кикин был адмиралтейств-советником, возглавлял Смоляной двор, поэтому именно здесь он и обосновался. Его дом первоначально строился одноэтажным на подвалах, с двухэтажной центральной частью.

В 1715 году Кикин за казнокрадство был отправлен из столицы в Москву, а затем арестован по обвинению в участии в заговоре царевича Алексея. Дом переходит в казну, а в 1718 году, уже после казни бывшего владельца, сюда перевезли собрание петровских "раритетов". Здесь открывается первый в России общедоступный музей, который позже был переведён в специальное здание - Кунсткамеру. При этом музее появилась и первая в России государственная библиотека. Основана она была на личной коллекции книг Пера I. В дальнейшем эта библиотека стала основой книжного собрания Академии наук. Кунсткамера в Кикиных палатах находилась до 1727 года.

В 1733 году рядом с Кикиными палатами появились казармы полка Конной гвардии. Здание было приспособлено под полковой лазарет и канцелярию. По проекту Ф. Б. Растрелли в центральной части построили колокольню с куполом и крестом.

В XIX веке здание неоднократно перестраивалось. Надстройка Растрелли была разобрана, появились два лестничных помещения.

Во время блокады Ленинграда здание сильно пострадало от бомбардировок. По проекту И. Н. Бенуа в 1952-1957 годах прошла реставрация здания, ему был возвращён первоначальный облик. Сейчас в Кикиных палатах находится детская музыкальная школа.

Эрмитажный театр

Одно из наиболее выдающихся архитектурных сооружений Кваренги входящее в архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Петербурга.

В Эрмитажном театре Кваренги применил систему членения здания на цокольный этаж и два верхних этажа, объединенных большим ордером, согласовав ее с ранее выстроенными рядом дворцовыми корпусами Фельтена и Деламота. В качестве главенствующей архитектурной формы построения фасада он применил здесь коринфскую колоннаду, мощным формам и пропорциям которой противопоставил плоскость сдержанно обработанной стены. Особую роль в композиции здания играют тщательно выисканные пропорции колон, окон, ниш и тонко найденная мера в применении сдержанного пластического убранства, состоящего из архитектурных деталей и скульптуры. Статуи и бюсты, помещенные в нишах, контрастно усиливают выразительность мотива всей композиции - колоннады, посредством которой здание театра связано с колоннами Зимнего дворца и других зданий на набережной.

Богато отделанный зрительный зал театра окружен вспомогательными и обслуживающими помещениями. В планировке зала Кваренги отказался от традиционного устройства дворцовых театров XVIII в., устранив ложи и расположив зрительные места по образцу театров античности и ренессанса - общим амфитеатром. Он использовал при этом возможность опустить уровень пола зала ниже уровня входа в зал. Театр соединяется с Зимним дворцом галереей над Зимней канавкой, построенной Фельтеном. Галерея в то же время служила в то же время театральной фойе. Внутренняя обработка зала построена на использовании мотива колоннады. Полуколонны, членящие стены, начинаются на уровне входа в зал; вся нижележащая часть трактована как цоколь. Назначение дворцового театра выражено в утонченном и вместе с тем величественном облике здания - одного из лучших образцов архитектуры Петербурга.

Мариинский театр

Мариинский театр был построен на Театральной площади в 1847-1848 годах. Его возвели на берегу Крюкова канала, прямо перед зданием Большого (Каменного) театра (сейчас - здание Консерватории). Автором новой постройки стал А. К. Кавос, главный архитектор Дирекции петербургских цирков. Кавос построил театр-цирк с большой круглой ареной, здесь можно было устраивать как спектакли, так и цирковые представления.

В 1859 году здание сгорело. В 1860 году его восстановили, но уже как театр. Театру дают имя жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. С тех пор он и называется Мариинским. Заведение стало чрезвычайно популярно среди петербуржцев. Накануне премьер у касс выстраивалась длинная очередь, на Театральной площади становилось шумно и многолюдно. Городские власти решили препятствовать появлению толпы, сделали это оригинальным способом. За пол часа до открытия касс к очереди подходил городовой и в произвольном порядке выдавал номера, по которым и можно было купить билеты. Таким образом смысл заранее занимать очередь к кассам перестал существовать.

В 1894-1896 годах к зданию театра был пристроен новый корпус со стороны главного входа. Здесь разместили фойе, вестибюль и парадные лестницы.

В 1935 году театру присвоили имя С. М. Кирова. В народе он стал называться Кировским, или ТОБИК, то есть Театр Оперы и Балета Имени Кирова. В 1966-1970 годах помещения театра были расширены за счёт пристройки с южной стороны нового корпуса. Сооружён этот корпус был в едином стиле с самим театром, здесь разместили репетиционный зал.

В Мариинском театре долгое время главным балетмейстером был М. И. Петипа. Здесь выступали Ф. П. Комиссаржевский, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Г. С. Уланова.

В настоящее время ведутся работы по созданию второй сцены Мариинского театра. Место для нового здания выбрано рядом, на другом берегу Крюкова канала. Архитектором стал француз Доминик Перро. Его проект вызывает у петербуржцев противоречивые чувства, кроме того для возведения нового здания уже снесён ряд заметных сооружений. Среди них - Дворец Культуры имени Первой пятилетки. Здесь располагались кружки для занятия детей творчеством, где теперь им занимать своё свободное время - пока не определено.

Александринский театр

Строительство 1828-1832 гг., архитектор Росси.

Александринский театр был задуман архитектором Росси еще в 1816 г. Но лишь в 1828 г. этот замысел начал практически осуществляться по одному из одинадцати разработанных зодчим вариантов планировки. Проектируя здание театра, Росси полностью перепланировал весь прилегавший участок города, от Садовой улицы до реки Фонтанки. Он создал перед новым зданием театра парадную площадь, расширил старое здание Публичной библиотеки, поcтроенное архитектором Е.Т. Соколовым, и отметил границу площади с противоположной стороны двумя павильонами, осуществленными Росси ранее других зданий - 1817-1818 гг.

Строгое и парадное здание театра расположенно в глубине площади. Главный фасад театра, обращенный к площади, представляет собой торжественную композицию с поднятой на цоколь колонадой коринфского ордера и лоджией за ней. Колонада ограничена по сторонам гладкими стенами угловых частей. Антаблемент колоннады, завершая собой весь основной объем здания, несет аттик, который, полого поднимаясь над колоннадой, увенчан по ее оси устремленной вперед колесницей Аполлона. Лоджия главного фасада, своей затемненностью придающая большую силу стройным формам колонн, как бы торжественно раскрывает интерьер театра к площади. Мотив лоджии сменяется на боковых фасадах портиками того же коринфского ордера, сильно вынесенными вперед. Выступы портиков, где архитектор полностью повторил ордер лоджии, а также сплошная лента фриза в уровне капителей, протянутая по всему периметру здания, и ряд других деталий подчеркивают важную композиционную роль боковых фасадов театра. Значительная акцентировка, которую Росси создал на боковых сторонах здания, как бы ведет зрителя в обход театра и подготавливает его к следующей монументальной картине, которая раскрывается в перспективе улицы Росси. Видимые с площади колонады боковых портиков, уходя в глубину, архитектурно связывают между собой пространство площади и улицу Росси, как звенья единой системы ансамбля.