Интерьер театра не получил своего оформления, первоначально задуманного архитектором, и к тому же был позднее переделан. Портал и декоративное убранство центральной и присценных лож выполены целиком по рисункам Росси. Тонкий орнамент этих лож представляет собой мастерски нарисованную композицию из воинских атрибутов. Новаторством для своего времени была предложенная Росси и осуществленная им система металического перекрытия в виде арочных стропильных ферм. Это характеризует Росси не только как архитектора, но и как выдающегося инженера - конструктора.
Павловский дворец
Архитекторы: Чарлз Камерон (1730-1812). Переделка - Винченцо Бренна (1747-1820), Карл Иванович Росси (1775-1849) и др.
Стиль, направление: Строгий Классицизм, Русское Палладианство
Назначение: Резиденция императора России. Сейчас - дворец-заповедник (с 1983).
Строительство: 1780 - разработка плана парка. С этого же года начало работы над проектом дворца. Закладка первого камня 25-го мая 1782. Строительство велось на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст (Радость Павла). Окончание основных строительных работ в 1783. 1785-1787 - отделка помещений дворца. В 1790-х - переделка дворца (В.Бренна). Также, в переделке дворца участвовало еще несколько архитекторов. Например проект корпуса библиотеки и интерьер угловой гостиной разработал К.И.Росси.
Архитектура: Дворец состоял из трехэтажного главного корпуса и двух флигелей. Полукружия низких открытых колоннад служили переходами из главного корпуса в боковые. Облик дворца характерен для классицизма: центр главного, восточного, фасада выделен ризалитом и портиком с парной расстановкой колонн коринфского ордера. Пластическое решение этого фасада сдержанно, хотя и разнообразно. Первый этаж рустован. Стены прорезаны плоскими арками с оконными и дверными проемами и нишами по сторонам входа. Выделен второй этаж, бельэтаж, где расположены парадные залы. Третий этаж - антресольный. Главный корпус венчает купол, а барабан окружен колоннадой из 64-х дорических колонн. Портик заднего (западного) фасада - с разреженной расстановкой колонн, в отличие от восточного фасада, сдвоенные колонны поставлены только по краям. Портик завершен невысоким треугольным фронтоном. Боковой южный фасад - с глубокими нишами, с более пышным обрамлением окон. Северный фасад самый строгий. Композиционно-планировочная схема дворцового ансамбля воплотила палладианскую систему итальянских вилл в русской интерпретации. Но размеры дворца не устраивали Павла I, поэтому в конце 1790-х дворец был перестроен. Бренна надстроил служебные корпуса и галереи, сделав их двухэтажными, а также пристроил к служебным корпусам два полукруглых флигеля, таким образом почти замкнув парадный двор. Бренна старался не нарушать целостность композиции, задуманной Камероном, поэтому центрального корпуса переделка не коснулась. Фасады новых корпусов архитектор декорировал лепниной, а в торцах флигелей поставил четырехколонные порталы. Доминируя над склонами холмов, над рекой, над окружающими павильонами, дворец венчает всю композицию паркового ансамбля.
Михайловский (Инженерный) замок
Запроектировал архитектор Баженов. Проект был утвержден в 1796 г. Строительство, с некоторыми изменениями, было осуществлено в 1797-1800 гг. архитектором Бренной, который долгое время ошибочно считался автором проекта.
Замок расположен между рекой Мойкой и Фонтанкой, а с южной стороны его были прорыты каналы. Таким образом, территория замка была изолирована от города. В плане замок представляет квадрат с центральным внутренним восьмигранным двором. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью, на которой в 1800 г. была поставлена конная статуя Петра I работы Растрелли - отца, выполненная им в 1743 г.
В общий первоначальный ансамбль Михайловского замка входили и павильоны, расположенные перед площадью, по сторонам главного въезда во дворец, также построенные Бренной по проекту Баженова. Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним. Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком. Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные.
В этом произведении, хотя и измененным Бренной, который перегрузил здание декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в. Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию, ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью, и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определенном размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными, и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт. .
Летний дворец Петра I
До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. После основания Санкт-Петербурга, на месте усадьбы расположилась летняя резиденция Петра I. Для него здесь был построен деревянный дом. От Фонтанки к Летнему дворцу прорыли канал, окружив здание водой с трёх сторон. Перед крыльцом находилась небольшая бухта - Гаванец.
В 1710-1714 годах в Летнем саду на берегу Фонтанки по проекту Доменико Трезини был построен новый каменный Летний дворец Петра I. В ещё недостроенный дом Пётр I поселил архитектора Андреаса Шлютера, который должен был обустраивать резиденцию. Однако всего через год после переезда Шлютер умер.
Фасад здания украшен 28 барельефами работы Шлютера, на которых изображены события Северной войны.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "ассамблею".
Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. Её хозяйством заведовал известный механик Андрей Нартов
Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.
В вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.
С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.
Михайловский дворец (Русский музей)
В 1719 году на пустующем участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, Петром I был разбит большой фруктовый сад, названный "Третим Летним". Он располагался от Фонтанки до реки Кривуши. К югу от сада вплоть до Невского проспекта сохранялось болото и небольшой лес. После постройки к востоку Летнего дома Елизаветы Петровны, а затем Михайловского замка, здесь разместились многочисленные служебные постройки и сараи. Вокруг них оставался пустырь, заросший репейником и крапивой.
Идея постройки резиденции для великого князя Михаила Павловича принадлежит его отцу, императору Павлу I. В 1798 году после рождения сына Михаила Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Однако воля государя выполнялась. И когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, императором Александром I было принято решение о начале строительства. К этому времени накопленная сумма составила уже 9 миллионов рублей.
Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Предлагалось строить резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова или на месте дома Чернышёва. Но после решения о строительстве дворца на пустыре, Росси начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован дворец - русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.
Одновременно с постройкой Михайловского дворца архитектор создал площадь перед ним (Михайловская, ныне - площадь Искусств), новые улицы (Инженерную и Михайловскую), продлил Садовую и Итальянскую улицы.