После Елены Павловны дворец унаследовала её третья дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Через четырнадцать лет супружеской жизни Екатерина Михайловна отдалилась от мужа и поселилась в Манежном флигеле. Для неё архитектором Е. А. Прейсом в нём была создана 8-комнатная квартира с окнами на Инженерную улицу и Парадный двор со входом из центрального проезда во флигель. Здесь она и умерла в апреле 1894 года.
Михайловский дворец Екатерина Михайловна завещала своим детям. Для них (дочь Елена, сыновья Георг и Михаил) были отведены четыре комнаты - Спальня принцессы, Ковровая, Гимнастическая, Спальня принцев. Они располагались в южной части первого этажа, справа от входа. Зимой 1890 года к свадьбе Георга-младшего с бывшей фрейлиной двора великой княгини Екатерины Михайловны Н. Ф. Вонлярлярской архитектором К. Е. Прейсом в нижнем этаже Фрейлинского (западного) флигеля была создана 18-комнатная квартира.
В 1891 году принцесса Елена Георгиевна вышла замуж за своего троюродного брата принца Альберта Саксен-Альтенбургского. Для них была перестроена часть бывших покоев Георга - Малая свитская, Свитский кабинет и Спальня. В Большом угловом кабинете устроили Спальню принца Альберта. Бывшие детские комнаты под своё жильё приспособил герцог Михаил. Здесь он хранил свои коллекции сервизов: золотой чайный, большой французский серебряный, серебряный туалетный, а кроме того и старинный фарфор, шпагу украшенную бриллиантами и изумрудами и другие ценности.
При новых владельцах с 1894 года дворец стал доходным домом, здание начало разрушаться. После смерти Елены Павловны парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов, устройства кружков, курсов. Чтобы как то окупить содержание дворца, в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства. После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней подписал её завещание даже не прочитав его. Но по брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства. В тоже время, по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым. Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт (по имени своей дочери), при условии, что никто из членов царской семьи не пожелает поселиться во дворце.
После смерти Александра III его сын Николай II поручил министру финансов С. Ю. Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сговорились на сумме в 4 миллиона рублей. Сделка была совершена 20 января 1895 года. Прежним владельцам было дозволено забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи. В итоге ими Михайловский дворец был практически полностью опустошён. Были сняты все люстры, двери, даже разобраны камины.
Николаю II Витте предложить переселиться в Михайловский дворец из Зимнего. После отказа министр напомнил императору, что его отец собирался устроить в нём Ксениинский институт. Однако, для его нужд уже было решено передать Николаевский дворец. Тогда Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Это предложение и было принято.
13 апреля 1895 года именным указом император Николай II учредил "Русский Музей Императора Александра III" и передал для него весь дворцовый комплекс. Решение о создании Русского Музея было принято в связи с тем, что Эрмитаж к тому времени уже был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только один зал. Для произведений русских мастеров было решено организовать отдельное заведение. Управляющим музеем по указу непременно должен был быть член Императорского Дома. Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович.
Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус, на их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью были перестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре. Г. Петров, автор книги о Русском музее писал об этих работах:
Русский музей, Парадная лестница
"Он взялся за дело с воодушевлением и в короткий срок опустошил дворец так, словно по его анфиладам пронёсся смерч. Свиньин не терпел художественного стиля россиевской эпохи и торопился разделаться со всем, что было ему не по вкусу. Часто он брал у плотника топор и азартно, с плеча рубил плафонную живопись лучшего художника-декоратора первой трети XIX века Джованни Батиста Скотти и его товарищей. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие обивочные ткани выбрасывали из окон прямо во двор. Все, кому не лень, растаскивали бесценное убранство дворца - люстры, бра, канделябры, мебель, всевозможные украшения. В этом разгроме участвовали и наследники Михаила Павловича, раздосадованные необходимостью покинуть привычные апартаменты. То, что они не могли вывести, с удовольствием ломали, разбивали статуи, составленные на время ремонта в дворцовом манеже. Уцелела лишь часто обстановки и обширной библиотеки".
В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был построен. Он получил имя своего создателя - "корпус Бенуа".
В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В годы блокады Ленинграда была проделана огромная работа по спасению ценностей музея. В то время во дворе Михайловского дворца стоял памятник Александру III. Его засыпали песком и накрыли брёвнами. В эту конструкцию однажды попала фугасная бомба, но памятник не пострадал. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.
Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.
Меншиковский дворец
Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I подарил своему приближённому Александру Даниловичу Меншикову. По указанию Петра I усадьба Александра Даниловича, который в 1703 году стал первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга, была построена именно здесь.
В 1710 году на самом берегу Невы (на Университетской набережной), приступили к строительству сразу двух зданий - деревянного и каменного. Каменный дом построить быстро не представлялось возможным, потому и был построен деревянный дом, названный Посольским дворцом. Он был возведён в глубине участка всего за один летний сезон под руководством комиссара от строений У. А. Сенявина. Двухэтажное здание имело форму буквы П, с высоким крыльцом ведущим на второй этаж. Парадным подъездом к Нему служил прокопаный от Невы канал с бассейном перед входом. Здесь 11 июля 1710 года Меншиков принимал гостей, которые в течении двух часов в платьях сидели в воде, и пили за здоровье хозяина. В Посольском дворце устраивали официальные приёмы и торжества. 31 октября здесь состоялась свадьба племянницы Петра I Анны Иоанновны и герцога Курляндского. За дворцом был разбит сад, устроен огород, вплоть до Малой Невки. В усадебном саде также устраивались ассамблеи. Устройством сада занимался личный садовник князя голландец Ян Эйк. По его плану здесь была проложена сетка дорожек, устроены фигурные боскеты и пруды, скульптурные композиции, лабиринты. В 1711 году в саду прорыли канал с круглым прудом у дворцового крыльца.
Строительством каменного здания с 1710 года руководил Д. М. Фонтана. Для выполнения строительных работ Меншиковым сюда были отправлены его крепостные из суздальских, ижорских и копорских селений, тамбовские плотники, костромские штукатуры, большое число наёмных рабочих. 1 октября 1711 года, когда был построен лишь первый этаж, здесь праздновали новоселье. В 1712 году были построены боковые симметричные корпуса, обустроен центральный ризалит с крыльцом на северном фасаде. В этом же году здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевший к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков.
Фонтана не окончил строительство, из-за тяжёлых условий жизни в новом городе уехал из России. В 1713 году для завершения строительства Меншиков нанял архитектора И. Г. Шеделя. Им при помощи дополнительных флигелей был устроен курдонер со стороны сада и Посольского дворца. Благодаря своей власти для работы над зданием Меншиковым привлекались Д. Трезини, Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови, Ж. Б. Леблон. В феврале 1714 года Меншиков заселился в только что завершённое трёхэтажное здание (сейчас его центральный корпус). К тому времени дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. В 1716-1720 годах дворец Меншикова был расширен на север, дворовое пространство стало заключено в каре. В 1720-1721 годах параллельно набережной к основному зданию было пристроено западное крыло. Здесь были устроены "Наугольные палаты", где в большом зале заседала Военная коллегия. Её первым президентом был сам князь Меншиков. В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако перед ссылкой хозяина усадьбы успели возвести только фундаменты.