Дворец Меншикова в начале XVIII века стал самым заметным жилым домом в городе. Даже дворец Петра I тогда был всего одноэтажным. Меншиков же, любящий роскошь, не жалел средств на благоустройство. Внутреннее убранство дворца чрезвычайно богато, внутри здания всё обустраивалось на современный европейский манер. Стены кабинетов облицовывались голландской керамической плиткой, в России тогда её не производили вообще. Получал её Меншиков от голландских купцов в виде подарков. Мебель привозилась из Италии и Франции. Крыша дворца была двухярусной с переломами, раскрашена белыми и красными ромбами в шахматном порядке. Аттик со стороны Невы украшали шесть статуй (предположительно Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Боковые ризалиты украшались княжескими коронами.
Второй этаж считался главным. Здесь находился Большой (Ассамблейный) зал. Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца. Здесь размещались большая палата для официальных мероприятий, приёмные помещения, кордегардия, комната для дежурных матросов и гребцов. Кроме того - парадная поварня, токарня, различные мастерские. В цокольном этаже находились погреба и жильё служащих князя.
Пётр I использовал дворец для приёма послов, здесь в Ассамблейном зале проходили "петровские ассамблеи" на которых собиралось до 200 человек. Мужчины были обязаны приходить сюда без бород, в европейской одежде.
После ссылки князя А. Д. Меншикова бывшая его резиденция использовалась как склад. По указу Анны Иоанновны от 29 июня 1731 года дворец перешёл привилегированному военному училищу - Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года - Первый кадетский корпус).
В 1732 году по проекту М. Г. Земцова помещения во дворце были переоборудованы для нужд учебного заведения. В 1739 году шатровая крыша была заменена вальмовой, на боковых ризалитах возвели треугольные фронтоны. В 1743-1745 годах в Ассамблейном зале была устроена домовая церковь Воскресения Христова. Место аттика занял полукруглый фронтон с символикой кадетского корпуса. С этого времени корпуса дворца, построенные до 1714 года, стали именоваться церковью Кадетского корпуса. Здесь же разместили квартиры церковнослужителей. В 1768 году церковный зал был перестроен, он стал двухсветным с овальными окнами-люкарнами.
Усадебный сад был также реорганизован. Множество деревьев и скульптур отсюда по желанию императрицы Елизаветы Петровны были перенесены в Летний сад. Освободившееся пространство отдали под сад Кадетов, который по праздничным и выходным дням был открыт для всех желающих.
В 1758-1760 годах на месте фундаментов восточного фасада построили новый флигель, фасады которого оформили по образу и подобию западного. Этими работами руководил И. Борхард. Часть флигеля со стороны Филологического переулка была предназначена для учебных классов и лазарета. В соединительном корпусе был устроен рекреационный зал для свиданий и публичных собраний. После пожара 1773 года его восстановили по проекту, предположительно Ю. М. Фельтена. Зал стал двусветным, стал называться Елизаветинским.
В 1888 году по повелению Александра III в сохранивших со времён Меншикова отделку помещениях устроили музей Первого кадетского корпуса. Под руководством архитектора М. А. Иванова здесь проводилась реставрация, с 1895 года к ней привлекался архитектор А. А. Парланд.
В 1920х годах во дворце размещалась Военно-политическая академия. Церковь и музей были закрыты в 1924 году. В 1937 году здание передали Военно-Транспортной академии (сейчас Военная академия тыла и транспорта). Несколько лет в некоторых помещениях работал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда во дворце работал военный госпиталь.
В 1956 году дворец Меншикова сдали в аренду Ленинградскому государственному университету. Под руководством А. Э. Гессена были проведены архитектурно-археологические исследования. В 1965 году здание освободили занимающие его организации, в 1967 году оно стало принадлежать Государственному Эрмитажу. С 1961 по 1981 год дворец реставрировался. По предложению Гессена зданию был возвращён первоначальный облик. Сделано это было в 1970х годах институтом Ленжилпроект. Была воссоздана шатровая крыша с переломами, аттик, прямоугольные окна с мелкой расстекловкой. В 1981 году здесь открыли музей - "Меншиковский дворец-музей", отделение Государственного Эрмитажа.
В 2002 году были восстановлены короны и вазы на фронтонах. Предполагается восстановление скульптур на аттике.
Мраморный дворец
На месте где располагается Мраморный дворец находился Питейный двор, в 1714 году перестроенный в Почтовый двор с пристанью для двух "почтовых фрегатов", совершавших регулярные рейсы между Петербургом и Москвой. Почтовый двор представлял из себя небольшое мазанковое здание. В 1715-1716 годах он стал деревянным и двухэтажным. На втором этаже расположился зал, где Пётр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. При Почтовом дворе работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь служили почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона.
Набережную у Почтового двора назвали Почтовой, сейчас это Дворцовая набережная. В 1730 году Почтовый двор перевели к Исаакиевской церкви, здание и пристань уничтожили. На их месте в 1732 году построили Манеж. Пожар 1737 года уничтожил эту постройку. Освободившееся место расчистили, и назвали Верхней Набережной площадью. Она примыкала к Царицыну лугу.
В 1768-1785 годах здесь по проекту Антонио Ринальди строится Мраморный дворец, который Екатерина II подарила своему фавориту Григорию Орлову. Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых императрица оказалась на русском престоле. Ответным жестом графа стал подарок - огромный бриллиант массой в 189,62 карата, названный "Орлов".
По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент был замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществлял Пётр Егоров. На строительстве Мраморного дворца ежедневно трудились около 100 каменщиков и от 100 до 300 артиллерийских фузилеров. Екатерина II периодически посещала строительную площадку и лично награждала особо отличившихся работников.
Огромные плиты мрамора и гранита доставляли по Неве. Их сюда начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные своды и стены построили в 1769 году, после чего началась первичная обработка природного камня. Эта работа осуществлялась в 1770-1774 годах. В 1774 году приступили к отделке фасадов Мраморного дворца мрамором и гранитом, к отделке внутренних помещений.
Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицовали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название - "Мраморный дворец". Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.
В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус. Перед его постройкой засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку. Между зданиями установили решётку работы П. Е. Егорова, напоминающую ограду Летнего сада.
С 1780 года велась отделка двух верхних этажей. Все работы завершили к 1785 году. Над входом в Мраморный дворец была помещена надпись "ЗДАНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ". Выше, на аттике, установили башенку с часами. По сторонам от башни установили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.
Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.
Парадная лестница Мраморного дворца была украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.
На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку - колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе - бассейн для прочистки механизмов.
В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада. Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал - главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним - Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.