29 сентября 1773 года в Зимнем дворце состоялась свадьба будущего императора Павла I с Вильгельминой Гессен-Дармштадской (в православии - Наталья Алексеевна). После венчания высшая знать собралась в тронном зале, где был сервирован стол. Далее последовал бал, который открыли новобрачные. Однако платье Натальи оказалось столь тяжёлым из-за рассыпанных по небу драгоценных каменей, что она сумела протанцевать лишь несколько менуэтов. Пока Наталью раздевали, Павел ужинал в соседней комнате со своей матерью.
В 1776 году в покоях Зимнего дворца во время родов умерла великая княгиня Наталья Алексеевна. Вместе с ней умер так и не родившийся ребёнок.
В 1780 году Екатерина II решила неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. По её указу была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские аппартаменты. Таким образов появились Мраморная галерея и новый Тронный зал. Он был открыт 26 ноября (день Святого Георгия) 1795 года и назван "Георгиевским". За ним расположили Апполонов зал.
До 1790 года с Парадной (позже Посольской, Иорданской) лестницы был вход в анфиладу из пяти залов примерно одного размера. Они вели к шестому - Тронному залу, расположенному в северо-западном углу дворца. В 1790-х годах три авансзала объединили в Большой (позже - Николаевский) зал. Перед ними был оформлен Авансзал, а за ним - Концертный зал.
При Николае I в 1826 году во дворце архитектором Карлом Росси была создана Галерея 1812 года, где расположились 332 портрета участников Отечественной войны. Открыта она была 25 декабря, в четырнадцатую годовщину изгнания французской армии из России. Карлом Росси же после открытия галереи были спроектированы помещения вокруг неё. Зодчим были задуманы Авансзал, Гербовый, Петровский и Фельдмаршальский залы. После 1833 года эти помещения достраивал Огюст Монферран.
В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. Усмотреть за каждой мелочью из всех вещей сложенных на Дворцовой площади было невозможно. Здесь лежала дорогая мебель, фарфор, столовое серебро. И несмотря на отсутствие адекватной охраны, ничего не пропало. Таким образом многие вещи удалось спасти, однако само здание пострадало так, что восстанавливать его тогда посчитали практически невозможным. От него остались только каменные стены и своды первого этажа.
Благодаря архитекторам В. П. Стасову и А. П. Брюллову уже через два года здание было восстановлено, было уменьшено количество скульптур на крыше дворца. Торжество по случаю восстановления Зимнего дворца состоялось в марте 1839 года. Планировка здания созданная в это время была сохранена почти без изменений вплоть до 1917 года.
В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.
В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах здесь был сооружён водопровод (до этого все пользовались рукомойниками). На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.
Александр III жил в Зимнем дворце крайне редко. Николай II жил здесь зимой до 1904 года. В 1904 году он переехал в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворец же стал местом для торжественных приёмов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город. С началом Первой мировой войны здание было отдано под лазарет.
Здание восемь раз меняло цвет своих стен, несколько раз перестраивалось. Зимний дворец красили в красный, розовый, жёлтый цвета. При каждом императоре во дворце переделывали внутренние убранства. Неизменной осталась только Малахитовая галерея.
Перед первой мировой войной Зимний дворец перекрасили в красно-кирпичный цвет. Именно на таком фоне и происходили события на Дворцовой площади в 1917 году.
В 1917 году Зимний дворец стал принадлежать государственному музею - Эрмитажу. Вновь здание перестроили, теперь уже под нужды музея в 1925-1926 годах. В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажами составляет единый комплекс "Государственный Эрмитаж".
Строгановский дворец
Участок дома №17 на Невском проспекте к 1740м годам принадлежал портному И. Нейману, здесь находилось недостроенное архитектором М. Г. Земцовым деревянное здание. В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.
На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако пусть бедное, но в центре столицы жильё, сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом, для чего в марте 1753 года им был приглашён архитектор Ф. Б. Растрелли. На время работы зодчий поселился в первом этаже дома Строганова. После 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться на участок дома №19, так как деревянные дома неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру:
Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно.
Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения.
Участие в строительстве частного здания Ф. Б. Растрелли является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов оказался единственным заказчиком, отблагодарившим Растрелли в полной мере. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора.
Простенки между окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.
В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств. В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Им во дворе вместо служебных построек были построены два новых флигеля - южный и восточный. Таким образом здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.
В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин. В результате этих работ изменились не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только Бальный зал. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли.
Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Однако здесь не было спальни, так как владелец привык спать в разных комнатах в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек - певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы...
После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его сыну - Павлу. Единственный сыл Павла Александровича был убит в Краонском сражении во Франции, граф вынужден был учредить маойрат Строгановых - неделимое имущество, передававшееся по наследству старшему в роду. После смерти Павла в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул. Младшая дочь Софьи Владимировна Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П. С. Садовников. Им был создан Арабесковый зал. Во дворе Садовниковым была сооружена голубятня, просуществовавшая там до начала ХХ века.
После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку - графу Сергею Александровичу. В XIX веке дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец - розовым.