Смекни!
smekni.com

Архитектура Санкт-Питербурга (стр. 20 из 26)

Сюжетом барельефа западного фасада стала «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» (1842—1845, скульптор И. П. Витали). Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицои императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А. Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.

На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — «Поклонение волхвов»(1839—1844, скульптор Витали). Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки».

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, когда-то называлось "Виктория". Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву 15 июля 1240 года, произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В 1704 году Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новом монастыре.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю - Свято-Троицкий Александро-Невский. В июле 1710 года Петром I при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь". На правом берегу Чёрной речки он повелел строить монастырские строения, на левом берегу - партикулярные

Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини. Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые строения, заложены деревянные Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. В 1713 году церковь была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта. Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году - школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем - в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.

В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

В 1720 году Христофа Конрата направили в Москву, а строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру. Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Проект Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини.

После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

В 1717-1723 году на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского (на втором этаже), а 25 марта 1725 года - на первом этаже, Благовещенский придел.

Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса. В это же время были начаты работы над южной частью монастырского комплекса - Федоровским корпусом. Начинал его строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П. А. Трезини, а после его отъезда из России строительство окончил И. Росси. В 1745-1750 годах по проекту Пьетро Антонио Трезини была построена Фёдоровская церковь и строения при ней. Облик Фёдоровской церкви практически полностью повторил облик Благовещенской церкви.

В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил построенный по проекту М. Д. Расторгуева Митрополичий (Архиерейский) дом. Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпуса также построены Расторгуевым.

В 1764-1765 годах архитектором Михаилом Расторгуевым к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором - во имя Фёдора Святославовича.

После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов, П. М. Еропкин. Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования. В 1755-1758 годах старое здание, так и не освященное, было разобрано. На его месте и стоит сейчас Свято-Троицкий собор, построенный в 1776-1790 годах архитектором И. Е. Старовым. 30 августа 1790 года рака с мощами Александра-Невского была перенесена из Благовещенской церкви в Свято-Троицкий собор. Авторство скульптурного убранства храма принадлежит Ф. И. Шубину. После постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту, никогда не менял внутренний облик.

Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

В 1772-1774 годах по проекту М. Д. Расторгуева были построены юго-западная и северо-западная башни, повторившие свои обликом Благовещенскую и Фёдоровскую церкви.

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).