В 1831-1833 годах по проекту А. П. Брюллова было построено здание (дом №1) для академического Малого театра оперы и балета. Дом перестроен в 1859-1860 годах А. К. Кавосом. Дом №4 построен в 1831 году по проекту А. М. Болотова. В доме №3 расположена музей-квартира художника И. И. Бродского. Дом №5 - дом П. Жако. В 1930-х годах было построено здание школы (дом №2). Его архитектор - Н. А. Троцкий, переделано А. А. Кедринским в 1947 году.
Первоначально сквер на площади имел пейзажную планировку. В 1946 году была произведена реконструкция сквера.
По Итальянской улице на площадь Искусств выходят фасады домов №13, в котором с 1929 года работает Театр музыкальной комедии (Мюзик-холл). На углу площади и Михайловской улицы - Большой зал Санкт-петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича (дом №9). Это здание построено в 1834-1839 годах П. Жако для Дворянского собрания. Напротив филармонии находится здание гостиницы "Европейская" (дом №7).
В 1920-х годах Михайловскую площадь переименовали в площадь Лассаля. В 1940 году - в площадь Искусств.
19 июня 1957 года в центре площади был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
Улица Зодчего Росси
Первое имя улицы Зодчего Росси - Театральная. Она была задумала Карлом Росси в 1810-х годах при перепланировании всего пространства вокруг усадьбы Аничкова дворца. Создание архитектурного ансамбля этой улицы началось в 1828 году, когда императором Николаем I был утверждён соответствующий проект.
Проект предусмотрел создание единого архитектурного пространства, включающего в себя Александринскую и Чернышёва (ныне Ломоносова) площади, которые соединила Театральная улица. Улицу оформляют всего два здания, которые построены как зеркальные отражения друг друга. Их длина - 220 метров, высота - 22 метра. Ширина улицы - 22 метра, таким образом она является самой симметричной в мире.
В доме №1/3 предполагали разместить военно-учебные заведения. Но в итоге его отдали Министерству народного просвещения и внутренних дел. Дом №2 строился как доходный дом Департамента уделов Министерства императорского двора. Уже 1 июля 1832 года газета "Северная пчела" публиковала объявления о сдаче здесь лавок и квартир в наём. Во втором и третьем этажах устроили гостиницу и жилые помещения. Вдоль улицы на первом этаже разместились магазины купцов Дейтера, Колпакова, Низовского, фарфоровых, стеклянных и бумажной фабрик.
В 1835 году Николай I принял решение перевести сюда балетное училище. В связи с этим были заложены открытые аркады первых этажей по обе стороны улицы. Переселение состоялось в 1836 году. В 1890-х годах училище окончили Анна Павлова, Михаил Фокин, Агриппина Ваганова.
В октябре 1923 года улица получила новое имя - улица Зодчего Росси. С 1957 года балетное училище стало именоваться Академией русского балета имени А. Я. Вагановой. При этом учебном заведении располагаются Театральная библиотека и Музей театрального и музыкального искусства.
В 1998 году на улице Зодчего Росси впервые в Санкт-Петербурге были установлены автоматы для оплаты парковки машин. В доме №1/3 размещается популярный ночной клуб Rossi's Club.
Сенная площадь
В 1737 году недалеко от Дворцовой площади сгорел Морской рынок. Опасаясь новых пожаров, городские власти решили убрать рынок из центра города, переместить его на окраину. На окраине города вырубили редкий лес и отвели место для торговли сеном, соломой и дровами. Так образовалась площадь с Сенным рынком по которому площадь впоследствии и назвали. Рынок был самым дешёвым и многолюдным в Санкт-Петербурге. На Сенную площадь выходила дорога, по которой купцы и крестьяне въезжали в Санкт-Петербург - будущий Московский проспект. Тут же они и останавливались торговать всем тем что привезли для продажи в город.
В 1740х годах на площади были построены первые дома с лавками, в юго-восточной её части - деревянная церковь. В 1753-1765 годах на её месте на средства купца Саввы Яковлева была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная как "Спас-на-Сенной". Возведена она была по проекту А. В. Квасова. В 1816 году здание переделывалось архитектором Л. Руска.
В XVIII и первой половине XIX века на Сенной площади проводились публичные наказания за воровство и мошенничество. Провинившихся прилюдно били кнутом и плетьми.
В 1818-1820 годах на площади появилась гауптвахта - одноэтажная постройка с четырёхколонным портиком (Садовая ул., 37). В советское время в здании располагался автобусный вокзал.
В 1820 году по проекту А. Мельникова построен дом для купца Терешина (наб. кан. Грибоедова, 56), разместившего здесь свой мясной магазин. В советское время здесь долгое время работал рыбный магазин "Океан".
22 июня 1831 на Сенной площади произошло событие, вошедшее в историю как "холерный бунт". В 1831 году Санкт-Петербург поразила эпидемия холеры. Когда она достигла своего пика, среди бедноты стали разноситься слухи о намеренном их заражении врачами и отравлении больных. Толпа, собравшаяся на Сенной площади 22 июня направилась громить центральную холерную больницу. На её усмирение генерал-губернатором Санкт-Петербурга графом П. К. Эссеном были направлены войска: Сапёрный батальон, Измайловский батальон и взвод жандармов. Под дулами солдат бунтовщикам пришлось остановиться, после чего на Сенную площадь приехал император Николай I. В результате подобного хода событий появилась легенда о усмирении Николаем I холерного бунта, чему посвящён один из барельефов на памятнике императору.
В 1833-1835 годах Спас-на-Сенной перестраивался А. Мельниковым, в 1867-1871 годах - Г. Карповым.
В 1883-1886 годах был сооружён торговый комплекс Сенного рынка, выполнен он был из металлического каркаса. Автором проекта рынка стал Иероним Севастьянович Китнер, одержавший победу на соответствующем архитектурном конкурсе. Первоначальный вариант проекта Китнера не был принят городской думой из-за его дороговизны. Принят он был в 1882 году после упрощения.
В 1930-х годах площадь реконструировали, разобрали рыночные корпуса. Дома вокруг площади надстроены, реставрированы фасады. Рынок, который стали называть Октябрьских колхозным перенесли в начало Московского проспекта. В 1952 году Сенная площадь переименована в площадь Мира.
В 1961 году Спас-на-Сенной был снесён. На его месте в 1963 году появился вестибюль станции метро "Площадь Мира" (сейчас - Сенная Площадь).
С 1991 года площади возвращено историческое название. К 300-летию Санкт-Петербурга площадь снова реконструировали. Убрали недостроенный вестибюль станции метро "Садовая", на площади высажены деревья, поставлены скамейки, оборудован фонтан. В юбилей города здесь открыли Башню Мира, подаренную Петербургу французами.
Кунсткамера
Строительство 1718-1734 гг,
Архитекторы И. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов.
Назначение: Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук
Монументальная архитектура Кунсткамеры отвечала ее назначению - главного научного учереждения столицы, расположенного в одной из центральных точек города. Постройка здания, начатая Маттарнови, продалжалась Гербелем и Киавери; она была закончена Земцовым, по чертежам которого были отделаны большие заллы.
Башня кунсткамеры образует центральную часть здания, к которой примыкают два трехэтажных, удлиненных, прямоугольных в плане корпуса. Основной восьмигранный массив башни несет верхние цилиндрические ярусы, завершенные легким купольным покрытием. Низ башни обработан рустованными лопатками. Его вогнутая в плане фасадная стена декорирована нишами со скульптурой, расположенными по сторонам от главного входа. В нижних этажах башни находится анатомический музей, в верхних - обсерватория. Боковые корпуса предназначались для библиотеки и выставочных залов, примыкавших к башне; научные кабинеты были отнесены к противоположным концам крыльев, отмеченным на фасаде раскреповками и фигурными фронтонами. Остальная плоскость фасада обработана на всу высоту лопатками. Сравнительно простая обработка крыльев здания выразительно противопоставлена сложной архитектуре и декоративной композиции башни, главенствующей в облике сооружения.
Академии художеств
Строительство Академии художеств проводилось архитектором Кокориновым в 1764-1772 гг. на набережной Невы по проекту, разработанному им при участии архитектора Деламота.
В противоположность богатству архитектуры середины XVIII столетия фасады здания Академии художеств отличаются простотой и четкостью членений, сдержаностью декоративного убранства. Обработка стен отчетливо выявляет основные членения фасада, построенные по ордерной системе. Следует отметить, что колонны, пилястры и другие элементы ордерной системы не служат здесь средством декоративного убранства или пластического обогащения стены, а выявляют архитектоническую основу здания, подчеркивают членения по этажам, выделяют наиболее ответственные места в композиции сооружения и т.п. Нижний, рустованный этаж с арочными окнами трактован как массивный цоколь, два верхних объединены колоннами и пилястрами дорического ордера. Однако и здесь граница между этажами не теряется, а подчеркивается при помощи меандра. Сильно подчеркнуты горизонтали венчающего и цокольного карнизов. Три портика главного фасада, состоящие каждый из четырех свободно стоящих колонн, контрастно выделяются на плоскости стены, расчлененной пилястрами. Центральная ось главного фасада подчеркнута фронтонным завершение портика с античными скульптурами между колоннами и куполом, первоначально увенчанным скульптурной группой, а также выступами нижнего этажа центра и заглублением верхних этажей в портике.