Построение строго симметричного геометрически правильного плана здания рационально связано с его назначением. Основные помещения размещены по сторонам прямоугольника (140*125 м); в центре расположен большой круглый парадный двор, по сторонам его - малые служебные дворы. Обширное пространство центрального парадного двора, связанного открытым проездом с улицей, соответствует внушительности внешнего фасада сооружения. Во втором этаже корпуса на Неву размещались основные парадные залы. Рабочие помещения, идущие по периметру здания, связаны между собой коридорами, обращенными в сторону дворов.
Из интерьеров Академии художеств наибольший интерес представляет вестибюль, парадная лестница, перекрытый куполом круглый в плане конференц-зал, расположенный по главной оси сооружения, и продольные залы, выходящие на набережную Невы. Крупный масштаб и простая схема построения здания Академии художеств, четкие пропорции и ясная пластика его фасадов хорошо связаны с просторами Невы и с горизонтальными линиями набережной.
Ясность во взаимодействии отдельных элементов здания Академии художеств, гармоническая уравновешенность композиции, господство строгих прямых линий, геометрическая правильность, симметричность планов и строгость пропорций - все это свидетельствует о сложении нового понимания архитектурной выразительности и красоты. Впечатление, производимое зданием Академии художеств, связано с ощущением внутренней гармонии, пронизывающей весь архитектурный организм. Художественный образ здания был призван выражать в архитектуре то понятие "рационального" и "разумного", которое соответствовало художественным взглядам передовых слоев русского общества того времени, проникнутых идеями просветительства и гражданственности. Использование в этой постройке новых приемов вполне отвечало задаче создания сооружения для нового, прогрессивного для того времени учреждения, имевшего большое значение в развитии русского национального искусства.
Вместе с тем здание Академии художеств имеет еще и элементы архитектуры, являющиеся данью вкусам прошлого, о чем свидетельствует, например, криволинейность выступов центрального ризалита, образующих сложную, полную напряженной динамики форм композицию.
Сенат и Синод
Строительство 1829-1834 гг., архитектор К.И. Росси
Здание Сената и Синода - последнее большое произведение Росси. Постройкой здания Сената и Синода Росси продолжил начатое Захаровым создание Сенатской площади. Архитектор объеденил два раздельных корпуса в единое здание, своей протяженностью и архитектурой отвечающее противолежащему фасаду Адмиралтейства. Объединенное здание Сената и Синода четко определило западную сторону площади.
Соединяя два корпуса, Росси повторил прием триумфальной арки, примененный им ранее в здании Главного штаба. Но здесь, в ансамбле Сенатской площади, архитектор решал этим приемом иную задачу. В первом случае, искусно создавая выход Морской улицы к Дворцовой площади, Росси закреплял и выявлял главную ось площади; вся композиция арки Главного штаба с ее широким пролетом говорит об этой основной мысли архитектора. В здании сената и Синода Росси, не закрывая существующего выхода к площади второстепенной Галерной улицы, максимально подчеркивал прежде всего цельность фасада объединенного здания. Этой задаче подчинена и композиция центра здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки.
Застроив "сплошным" фасадом здания Сената и Синода боковую сторону площади, Росси тем самым выявил раскрытый характер площади по ее главной оси, Ориентированной на Неву и подчеркнутой динамическим силуэтом монумента Петра. Основная идея памятника, обращенного лицом к Неве, подхвачена и развита Росси в архитектуре площади, где монумент является активной, организующей составной частью всего ансамбля.
Ассигнационный банк
Архитектор: Джакомо Кваренги (1744-1817)
Стиль, направление: Классицизм, Строгий Классицизм, Палладианство, Русское Палладианство
Строительство: 1783-1789. Построен на месте сгоревшего в 1782 году Морского рынка
Назначение: Банк занимался обменом бумажных денег на звонкую монету. В 1799-1805 годах в здании банка находился Банковский монетный двор, в котором чеканили металлические деньги. В 1843 году он был упразднен за ненадобностью. В настоящее время в здании ассигнационного банка находится Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (с 1930 года).
Архитектура: Кваренги создал оригинальную пространственную композицию, функционально оправданную и логически продуманную. Подковообразное в плане здание Ассигнационного банка состоит из центрального трехэтажного корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде и кладовых, соединенных с ним открытыми галереями-колоннадами. Главный фасад здания центрирован ризалитом с фронтоном и колоннадой, объединяющей два верхних этажа. В нижнем этаже расположены три парадные двери. Парадный двор отделен от Садовой улицы чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами. В 1967-м году в связи со 150-летием со дня смерти зодчего перед зданием бывшего Ассигнационного банка был установлен памятник-бюст Кваренги.
Адмиралтейство
Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. Место выбрано не случайно. Ранее здесь находилось село Гавгуево, то есть территория была уже в какой то мере освоена. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг.
В 1704 и 1705 годах шведские войска достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу, было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Крепостные укрепления возвели за месяц. 1 октября над башней с въездными воротами установили шпиль. Первое здание Адмиралтейства было оформлено к 15 ноября 1705 года.
Здесь начали строить корабли для Балтийского флота. Изначально их строили на Олонецкой верфи на реке Свирь. Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли через Ладожское озеро, через Ивановские пороги на Неве. Поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.
Строилось Адмиралтейство в виде буквы "П". Вокруг стен вырыли наполненные водой рвы, насыпали земляные валы, организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (глассис). Кроме того глассис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. На месте луга со временем появился Александровский сад, площади Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение. Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе построили эллинги для строительства парусных кораблей. На стройке трудились около пяти тысяч человек. Работали они с 5 утра до 9 вечера.
Адмиралтейство стало центром Морской слободы. Рабочие и служащие селились рядом, между местом своей работы и рекой Мойкой. Центром этой слободы стали Большая и Малая Морские улицы.
Адмиралтейство ("Адмирал" - в переводе "владыка", "властелин морей") стало крупным производственным предприятием, здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно - восемнадцатипушечный корабль. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.
В 1711 году Пётр I приказал перестроить южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены часы.
В 1718 году в башне над главным входом располагался высший орган управления российским флотом - Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: "Адмиралтейский час пробил, пора водку пить". 11 часов с тех пор называют "Адмиралтейский полдень".
В 1719 году Адмиралтейство перестраивалось по проекту Германа ван Болеса. Было построено новое каменное здание. Над въездными воротами установили каменную башню и шпиль с яблоком и корабликом. В последствии здание перестраивалось ещё два раза, но идея ван Болеса была сохранена, так как шпиль с корабликом стал очень популярен в городе. Кораблик стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вокруг него со временем возникло много легенд и мифов. Идут споры о том, по образу какого корабля сделан кораблик Адмиралтейства. Предполагают что им могло быть боевое судно "Орёл", построенное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. На нём был впервые поднят русский морской флаг. Общеизвестно название шпиля Адмиралтейства, которое дал ему А. С. Пушкин - "Адмиралтейская игла".
В 1727-1738 годах Адмиралтейство перестраивал И. К. Коробов. Неподалёку находилась резиденция императрицы Анны Иоанновны, по её приказу и была произведена перестройка
В 1789 году на территории производства произошёл крупный пожар. Возникла опасность распространения пожара на Зимний дворец, однако это удалось предотвратить. После происшествия Екатерина II пожелала перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия, сославшись на отсутствие для переезда казённых средств.
В 1806-1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А. Д. Захаров. Тогда были уничтожены фортификационные сооружения за ненадобностью. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада - 408 метров. Высота башни со шпилем составила 72 метра, кораблик весом в 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание состоит из двух П-образных корпусов между которыми проходил канал, позднее засыпанный. Здание богато украшено скульптурами. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, музы астрономии и др. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.