Смекни!
smekni.com

Архитектура эпохи Возрождения (стр. 2 из 12)

Архитектуру эпохи Возрождения лучше рассматривать по странам, начиная с Италии, где впервые появились ростки нового стиля.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Развитие культурной жизни Италии в это время проходит под знаком выковывания буржуазной идеологии, создания новой гуманистической культуры. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Поэтому античные памятники внимательно изучались, формы их использовались при создании новых сооружений.

Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой. На смену старым готическим конструкциям приходят новые формы, старые типы зданий вытесняются новыми сооружениями. Завоевывают свои права иные, чем раньше архитектурно - композиционные приемы.

Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Для раннего периода характерно смешение уходящих в прошлое готических форм с новыми, связанными с античностью. Архитектура зрелого периода не содержит уже никаких элементов готики, орнаментальные украшения применяются в меньшем количестве, основное внимание уделяется архитектурным ордерам, пропорциям фасадов и их частей. Здания приобретают монументальный, величественный облик.

Не все области Италии совершенно одинаковую архитектуру. В отличие от Флоренции и Рима с их несколько суровыми и замкнутыми сооружениями, северная Италии и соседняя с ней Венеция создают более разнообразную, легкую и декоративную архитектуру.

Дворы палаццо опоясывались в первом этаже открытой галереей. От основной, центральной части двора эта галерея отделялась легкой аркадой на небольших мраморных колоннах. Мотив аркады являлся по существу основным в итальянском Ренессансе. Он применялся по всей Италии. Этот мотив можно наблюдать и в архитектуре общественных зданий, и не только во внутренних дворах, но и на фасадах домов.

Дворцы-палаццо Северной Италии, в отличие от флорентийских , римских и венецианских, двухэтажны. На их фасадах грубоколотые камни рустовки заменялись фацетированным , то есть граненым рустом. На фасадах не редко появлялись поэтажно расположенные пилястры сплошь покрытые ренессансным орнаментом античного происхождения.

Вход во двор приобретал вид арочного портала. Он оформлялся по сторонам стоящими на пьедесталах колонками или пилястрами, поддерживающими антаблемент. Выше антаблемента помещался дугообразный фронтон. Все эти части покрывались мелким орнаментом, архитектурными деталями. Подобные порталы характерны для северо-итальянского Возрождения.

На фасаде того или иного североитальянского палаццо можно нередко наблюдать балкон. Чаще всего этот балкон располагается на углу здания, охватывая часть главного фасада и часть бокового. На самом углу высекался как бы навешенный на здание фамильный герб владельцев сооружения.

Палаццо Венеции, так же как и североитальянские , отличались большой декоративностью, но имели не два, а три этажа. Фасады их оформлялись полуколоннами, распределяющимися поэтажно. Первый ряд полуколонн размещался в пределах первого этажа и завершался антаблементом, второй и третий ряды соответсвенно находились на уровне вышележащих этажей. Такое применение ордеров характерно для всей архитектуры Возрождения и в Италии и в других странах.

Архитектура итальянского зрелого Возрождения сохранила кубическую форму дома и замкнутый внутри его двор, но отказалась от рустованной поверхности фасада. Наряду с использованием античного мотива римской архитектурной ячейки на фасадах начали применяться оконные наличники, украшенные по сторонам небольшими полуколоннами и увенчанные треугольными или лучковыми фронтончиками. Эти наличники рельефно выступали на гладкой поверхности фасадной стены.

Внутренние помещения дворцов итальянского возрождения имели четкую прямоугольную форму, темные дубовые балочные потолки, дубовые панели и в наиболее парадных комнатах на стенах ковры – шпалеры или даже сплошную геометризованную роспись, заменившую обои. В комнатах устанавливались также большие богато декорированные камины. Мебель была дубовой, довольно тяжелой на массивных ножках.

Главными принципами стиля итальянского Возрождения были симметрия планов и композиций зданий и равномерное распределение, размещение на равных интервалах друг от друга всех элементов фасада – окон, колонн, скульптурных деталей. Все это придавало сооружения простой четкий и гармоничный облик.

Архитектура Италии

Архитектура Раннего Возрождения. Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией, достигшей к 15 веку необычайного экономического расцвета. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре. Работа была поручена Филиппо Брунеллески, сумевшим убедить городской совет в правильности конкурсного предложения.

В 1421 году Брунеллески приступил к перестройке Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии – небольшой капеллы. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями.

В 1444 году по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание – Воспитательный дом. Портик Воспитательного дома интересен как пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр.

Брунеллески построил и капеллу Пацци – одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Здание капеллы, завершено куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой.

Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микелоццо в 1452 году заканчивает сооружение дворца Медичи; в том же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллали, Бенедетто да Майано и Симон Полайола возводят палаццо Строцци. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вокруг центрального двора, обрамленного арочными галереями. Основной художественный мотив – обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответсвующими этажным членениям. Сооружение венчалось мощным карнизом.

Стены выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением, и облицовывались камнем. Для междуэтажных перекрытий кроме свода применялись балочные деревянные конструкции. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками.

Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти.

Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Для творчества Альберти характерно активное использование закономерностей ордерных членений фасада, развитие идеи большого города, охватывающего несколько ярусов здания.

В конце 15 века размах строительства сокращается. Турки захватившие в 1453 году Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Экономика страны приходит в упадок.

Гуманизм утрачивает свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни к идиллии, в архитектуре ценятся изящество и утонченность.

Архитектура Высокого Возрождения. Зодчество итальянского возрождения достигает вершины своего развития в Риме в начале 16 столетия. Столицей папского государства завершаются важнейшие идейно-художественные искания итальянской архитектуры, развивающейся до того в несколько обособленных очагах и складывается единый общенациональный стиль. Стремление к обобщенному монументальному образу, исполненному величественности, ясной, спокойной гармонии, внутренней значительности и естественной, благородной сдержанности, - такова характерная черта нового стиля, отмеченного также более зрелым и свободным применением античных ордеров как целостного, выразительного и гибкого языка классической архитектуры.