Смекни!
smekni.com

Архитектура эпохи Возрождения (стр. 8 из 12)

Примеру короля последовали придворные. Новые формы замков Блуа и Шамбор можно видеть в таких сооружения как замок Шенонсо воздвигнутый на реке Шер; фундаментом здания служит как бы мост с мощными сводами и быками. Новая архитектура проникает и в города; ее примерми могут служить ратуша в Божанси и отель (особняк) Эковиль в Канне.

Постройки французской архитектуры первых четырех десятилетий 16 века, лучшим образцом которых является замок Шамбор, представляют собой яркие примеры раннего применения ренессансных форм. Освобождаясь от средневековых канонов готики, французские зодчие воспринимали классические каноны пока еще несколько внешне. Тем не менее архитектура этого времени, самые привлекательные черты которой – праздничность и жизнерадостность, уже далека от зодчества средневековья.

С 40-х гг 16 века во Франции начинает работать блестящая плеяда архитекторов. Наиболее выдающимся из них бы Пьер Леско, часто сотрудничавший со скульптором Гужоном. Первым их совместным произведение был парижский особняк Линери, известный теперь под название отеля Карнавале. Здание сильно постродало от перестроек; к первоначальному виду его всего ближе левая строна – здесь строгая простота и суровость архитектурных форм гармонично сочетается с барельефами Гужона.

Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II. В центре Парижа был созданин один из лучших образцов архитектуры французского зрелого Ренессанса. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Во всем фасаде – от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом и над гребнем крыши – утонченная сдержанность , благородство, завершенность в отделке каждой детали, будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по- разному обработанных окон, трех одинаковых по композиции выступов – ризалитов из которых средний с главным входом во дворец выделяется несколько большим богатством декора. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.

Роль Гужона в сотрудничестве его с Леско окончательно не выяснена. Можно предполагать, что он был не только мастером, создававшим скульптуры по заказу архитектора, но и соавтором при составлении архитектурных проектов.

Видное место среди архитекторов зрелого французского Ренессанса принадлежит Филеберу Делорму. Автор первого оригинально французского трактата в архитектуре Делорм изучал памятники античности и ренессансной итальянской архитектуры в Риме. Превосходный рисовальщик он делал множество зарисовок и обмеров прославленных сооружений, а также декоративных орнаментов. Из построек Делорма сохранились немногие; наиболее значительная из них является замок Анэ.

До наших дней дошли лишь въездные ворота и центральная часть главного корпуса. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Эту характеристику подтверждают и другие из сохранившихся работ архитектора, например отделка галерей Генриха II в замке Фонтенбло и гробница Франциска 1, проект дворца Тюильри который не получил осуществления, позднее Тюильри был создан другими проектами.

Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана - замки Экуан и Шантельи. В Экуане центральная част стены обработана мотивом триумфальной арки; здесь – впервые во Франции архитектром сознательно применен большой ордер. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. Поздняя работа мастера – гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени – прекрасный образец синтеза, ренесcансной архитектуры и скульптуры.

Последним из плеяды выдающихся французских зодчих 16 века был Жак Андре Дюссерсо; по его проектам построены замки Верней сюр – Уаз и Шарлеваль. Теоретик по преимуществу, он оставил кроме архитектурных трактатов большое количество неосущетствленных проектов и архитектурных фантазий.

В направление, указанном придворными архитекторами, работали провинциальные мастера, которые постепенно овладевали классическими формами. Образовались провинциальные школы, отличавшие местными особенностями.

Большинство архитекторов этих школ принадлежало к корпорациям или семьям, в которых сохранились свои традиции, чем объясняется разнообразие местных стилей архитектурных школ различных областей Франции.

В церковное зодчество новые классические формы проникали медленнее, в течение всего 16 века продолжали воздвигаться готические соборы и церкви, но строитель алтарной части церкви Сен Пьер в Канне заменил готические своды плоскими потолками, стрельчатые арки окон – полуциркульными, столбы – пилястрами, украсил пристройку к старой готической церкви новыми деталями и ренессансным орнаментом.

Архитектура Нидерландов.

Нидерландское зодчество раннего Возрождения, в отличие от итальянского, не знало подлинно революционного поворота к новым образам, к новому архитектурному языку. В то время как итальянское зодчество, обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, явило собой новый этап в эволюции архитектуры, нидерландское зодчество 15-го и в значительной мере 16-го столетий развивалось по-прежнему в формах готики.

Подобная приверженность к прошлому объясняется двумя факторами. Во – первых, отсутствовало плодотворное воздействие античной традиции. Во-вторых, установившееся в 15 в. Бургундское господство способствовало проникновению в культуру консервативных черт, в частности религиозно-рыцарских элементов, замедлив тем самым прогрессивные тенденции.

Как и в эпоху средневековья, так и в ренессансную эпоху перенос в Нидерландах сохранялся за светской архитектурой. За единичными дополнениями и исключениями, типы построек остались теми же. Новое содержание в архитектуре 15 –гои отчасти 16-го столетий воплощалось не в новых формах, а в оригинально и виртуозно перетолкованных формах готического зодчества.

Иное положение возникло в зодчестве 16 в., когда Нидерланды, включенные в огромную империю Габсбургов, установили тесные Художественные связи с другими европейскими странами. Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, ренессансные элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. В нидерландское зодчество. Подготовили почву для более решительных изменений. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Но только к середине столетия создались предпосылки для более широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику. Весьма показательно для Нидерландов, что принципы классической архитектуры Возрождения нашли свое воплощение преимущественно в светских постройках- дворцах и ратушах.

В 15-16вв. общий облик нидерландских городов еще не обнаруживал принципиальных отличий от облика средневековых городов этой страны. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями. По-прежнему множество городских построек тесно группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли начатые в предшествующую эпоху, но завершавшиеся обычно в 15-16 вв. башни соборов и ратуш. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. В основной городской застройке преобладали тесно прижатые друг к другу жилые дома с узкими фасадами, увенчанными высокими треугольниками либо ступенчатыми фронтонами. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. В особенности это относится к городам на севере страны, но некоторые важные центры юга, в частности Брюгге и Гент, а также снабжены системой каналов.

Застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной площади в Брюгге и главных площадей в Брюсселе и в Антверпене, носила более раздробленный и элементарный характер. Масштабы входящих в эту застройку отдельных сооружений, их пропорции, сами архитектурные формы не всегда отличались полным взаимным соответствием. Прямоугольные по очертаниям, упомянутые площади характеризуются сплошной застройкой, прерываемой лишь выходящими на них немногими улицами. Главное сооружение – здание – ратуши - настолько сильно выделялось среди других зданий, что допущенные в остальной застройке площади некоторые отклонения в масштабе и силуэтах зданий, а также само многообразие их архитектурных форм не нарушили впечатления общего композиционно- образного единства. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Пространственный размах площади в сочетании с исключительно щедрой декоративной отделкой каждого здания придает этим ансамблям очень большую привлекательность.