Рис. 1. Мужская педагогическая гимназия. Лестница
Рисунок 2. Мужская педагогическая гимназия. Арочные окна актового зала.
3.2. Дом трудолюбия Рукавишниковых.
Двухэтажный с цокольным этажом Дом трудолюбия (ри.3) (ул. Фигнер, ныне Варва́рская улица 32; архит. П. Домбровский) имеет симметричную угловую композицию, в которой главный вход, расположенный на срезанном углу, отмечен тремя ризалитами. Далее плоскости стен, выходящих на улицы Фигнер и Загорского, расчленены пилястрами и завершены по краям ризалитами. Благодаря хорошим пропорциям и пластичным формам здание выглядело очень эффектно (внешний вид его значительно исказился после надстройки двумя этажами). Здесь мы видим удачное сочетание модерна с "кирпичным" стилем и элементами классицизма. От модерна - криволинейные формы обрамлений входа, окон, лестничной клетки и элементов венчающей части здания от "кирпичного" стиля - двухцветный кирпич, а от классицизма - система пилястр с примитивными капителями и замковые камни на оконных перемычках.
Рисунок 3. Дом трудолюбия Рукавишниковых.
4. Архитектор П.Малиновский.
Архитектура рационального модерна в Н. Новгороде связана с именем гражданского инженера П. Малиновского, работавшего в городе с 1893 по 1904 год. Свою деятельность он начал со строительства электростанции, вел надзор за сооружением драматического театра, а затем - за реконструкцией Дмитриевской башни. Проектировал павильоны для Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. На рубеже веков он один из ведущих архитекторов города. По его проектам построено более десяти сооружений (в том числе ряд крупных), часть из которых к настоящему времени не сохранились. Наибольший интерес представляют здания школы в Сормове и клуба инженеров и служащих Сормовского завода, а также Народный дом, или здание просвещения, труда и отдыха (ул. Белинского, 59; 1903 г.), который строился по инициативе А. М. Горького на средства Общества по распространению начального образования в Нижегородской губернии и частные пожертвования. Впоследствии Народный дом был перестроен в театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
4.1 Народный дом.
Из-за ограниченных материальных возможностей проект Народного дома был выполнен с предельной экономией площадей. Вместе с тем это здание можно было использовать в качестве театра, зала для собраний на 1200 человек и чайной-столовой. Трехэтажное сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело монументальным и достаточно парадным (рис.4). В стилистическом отношении оно еще эклектично. Симметричная композиция здания с четырехпилястровым накладным портиком, фронтоном и трехугольными сандриками над окнами второго этажа характерна для классицизма. Угловые башни, в которых располагались водопроводные баки, с узкими окнами, лучковые перемычки, криволинейные сандрики и внутренняя отделка типичны для модерна. Следует заметить, что симметричный объем Народного дома здесь, на возвышенной части огромной площади, был уместен, так как создавал визуальную ось этой площади. Народный дом вместе с позже построенными кирпичными зданиями расположенного слева винного склада и справа - школы стал основой градостроительного ансамбля площади.
Рисунок 4. Народный дом.
4.2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода.
Трехэтажный клуб инженеров и служащих Сормовского завода (ул. Коминтерна, 166) построен в комплексе с жилым домом, они составляют как бы небольшой ансамбль. Оба здания отштукатурены и обладают чертами декоративного модерна, не свойственного постройкам Малиновского: пластичные, с крупными членениями фасады, волнообразный карниз, криволинейные формы окон, парапетов и крыши сценической коробки. Несколько измельченные детали главного входа клуба не нарушают стилевого единства ансамбля.
Для всех названных выше сооружений общественного назначения характерен укрупненный, по сравнению с окружающими постройками, масштаб. Это не только делало их более заметными и подчеркивало их общественную значимость, но и предопределяло характер и направление будущей окружающей застройки. Однако калейдоскопическая быстрота смены стилей и вместе с тем существовавшее многостилье не давали возможности создать полноценные ансамбли в застройке центральной части города.
4.3. Церковно-приходская школа в Сормове.
В 1904 году было закончено строительство четырехэтажной церковно-приходской школы в Сормове (рис.5) (ул. Коминтерна, 175). Ее проект, созданный П. Малиновским в 1902 году, предвосхищал некоторые тенденции в развитии рационального модерна. В архитектуре школы выявлены его прогрессивные черты - единство художественных, функциональных и конструктивных начал, соответствие внешних форм здания его внутренней структуре, хорошая обозреваемость постройки. Глядя на фасады, одинаково тщательно отделанные красным кирпичом, мы легко угадываем назначение и расположение внутренних помещений: лестничных клеток, трехоконных классов и вспомогательных комнат на торцовых фасадах. Расширенные простенки определяют положение внутренних поперечных капитальных стен. Широкие окна перекрыты арочными и лучковыми перемычками. Функционально-конструктивные элементы - цоколь, карниз, междуэтажные перекрытия, надоконные и дверные перемычки - выделены светлой штукатуркой. Типичные для модерна криволинейные планировочная структура этажей экономична и рациональна. С трех сторон от хорошо освещенного рекреационного зала располагаются классы и вспомогательные помещения - кабинет директора, учительская, буфет, санитарные узлы, а в цокольном этаже - котельная, библиотека и гардероб. Сормовская школа, безусловно, лучшее в городе здание в стиле рационального модерна.
Рисунок 5. Церковно-приходская школа в Сормове.
4.4. Особняк М. Карпова.
Зрелый рациональный модерн в архитектуре города представлен двухэтажным особняком М. Карпова (ул. Краснофлотская, 69). Главный фасад здания облицован глазурованной плиткой. В его строгую архитектуру известное разнообразие вносит многоцветность. На цоколе плитка зеленая, на боковых ризалитах - белая, в средней части фасада - желтая, а фриз облицован плиткой темно-синего цвета. Объединяют все это серый оштукатуренный, изогнутый над ризалитами карниз и общий наличник, обтягивающий верхнюю часть окон третьего этажа.
5. Архитектор А.Платонов.
5.1. Усадьба С. Рукавишникова.
Оригинальностью и крупномасштабностью отличается архитектура двухэтажного жилого дома и конюшен С. Рукавишникова (рис.6), построенных архитектором А. Полтановым (ул. Семашко. 9). Торцовый фасад крестообразных в плане конюшен имеет необычный вид полуовала, образованного сводчатым покрытием с единственным огромным окном также овальной формы. Такой же полуовал есть в центре бокового фасада, прорезанного невысокими полуциркульными окнами с короткими полуколоннами в простенках. Необычный вид фасадов, их пластичность, крупные сочные детали делают облик здания неповторимым и легко запоминающимся. В архитектуре рядом стоящего жилого дома автор проекта также использовал крупные криволинейные формы, чем в известной степени добился единства всего микроансамбля.
Рисунок 6. Усадьба С. Рукавишникова.
6. Архитектор Ф. Шехтель
Романтическая ветвь модерна наиболее ярко выражена в четырех постройках: банке Рукавишниковых (1913-1916 гг., архит. Ф. Шехтель) на Нижне-Волжской набережной, 11, двух портовых павильонах на той же набережной (1912 г., архит. Н. Вешняков), домах № 16 и № 19 и здании частной клиники на ул. Свердлова, 40 (автор неизвестен). Архитектура их напоминает архитектуру готических и романских построек средневековья. Так, в облике здания банка это впечатление вызывают остроконечная щипцовая кровля в центральной части фасада (рис.7), аналогичной формы разного размера слуховые окна и сложный ритм многогранных остроконечных полуколонн, напоминающих свечи. Они пересекают главный фронтон и фронтончики слуховых окон в разных местах и создают вместес ними выразительный силуэт. Здание, облицованное белой глазурованной плиткой и частично оштукатуренное, служит главным архитектурным акцентом квартала, обогащающим однообразную застройку этого участка набережной.
Рисунок 7. Банк Рукавишниковых на набережной.
Фасад клиники на ул. Свердлова выглядит скромнее (рис.8). Он соразмерен окружающей застройке. Здесь также использованы полуколонны - "свечи", у основания которых установлены стилизованные скульптурные изображения двух грифонов со сложенными крыльями, а в центре венчающего фасад парапета - еще двух, меньших размеров, с распростертыми крыльями.
Рисунок 8. Фасад клиники на ул. Свердлова
Павильоны канцелярии и амбулатории речников расположены вне линии застройки набережной, почти на самом берегу реки, и хорошо обозреваются со всех сторон. Они напоминают средневековые замки в миниатюре с их характерными чертами: массивностью, простотой и пластичностью форм, наличием круглых башен и крутых кровель, имеют простую рациональную планировку, угадываемую во внешних формах. Оба павильона располагались по сторонам спуска к воде и должны были образовать симметричную композицию, т. е. быть одинаковыми. Однако это противоречило бы принципам романской архитектуры, не допускающей повторений. Поэтому Вешняков сделал эти павильоны очень похожими, но разными. Так же как и банк Рукавишниковых, они внесли разнообразие в застройку набережной. Однако задача эта решена по-разному: в первом случае за счет богатства и разнообразия силуэта, во втором - благодаря простоте и пластичности форм.