6.1. Здание банка Рукавишниковых.
Трехэтажное здание банка Рукавишниковых (рис.9) стоит в плотном ряду домов на ул. Маяковского - дом № 23. Оно было построено в 1908 году по проекту одного из крупнейших представителей модерна московского архитектора Ф. Шехтеля. Фасад его облицован белой глазурованной плиткой и отдаленно напоминает фасад здания типографии газеты "Утро России", построенной Шехтелем в 1907 году в Москве. Однако здесь, в условиях богато декорированного окружения архитектор ввел дополнительную отделку в виде стилизованного растительного орнамента серого цвета, с одной стороны, выявляющую тектонику семиарочной аркатуры и центрическую композицию, а с другой - позволяющую связать архитектуру модерна с архитектурой соседних сооружений, построенных в стиле академической эклектики. Интерес представляют и скульптурные фигуры рабочего и крестьянки, выполненные талантливым скульптором С. Коненковым.
Рисунок 9. Здание банка Рукавишниковых.
Заключение.
Анализ лучших сооружений в стиле рационального модерна показывает, что в них наблюдается единство утилитарной и художественной формы, соответствие внешнего облика внутренней структуре, а также предусматривается возможность обозрения их с точек, в наибольшей степени выявляющих объемно-пространственное решение здания. Именно эти качества позволяют рассматривать модерн как первый этап развития рациональной архитектуры новейшего времени. Однако в массовом строительстве многие принципы, декларированные модерном, нарушались. Выявились также и другие недостатки названного стиля. Постоянное обновление форм, характерное для модерна, не позволяло создать стилевую традицию, затрудняло унификацию строительных деталей и организацию их промышленного изготовления, тормозило развитие технологии строительного производства. В нижегородских зданиях стиля модерн практически не использовались приемы включения в их архитектуру живописных произведений, объединения пространств с помощью металлических решеток. Несмотря на стилевую целостность отдельных зданий, почти полностью отсутствует визуальная связь между ними, что затрудняет, а порою делает невозможным создание ансамблей.
Сложившаяся сеть улиц с плотной периметральной обстройкой кварталов затрудняла всестороннюю обозреваемость зданий и способствовала развитию "фасадничества", т. е. архитектурного оформления только главного фасада, и нарушению принципа соответствия внешних форм внутреннему содержанию. "По существу модерн носил характер поиска, эксперимента, иногда и не дававшего прямых положительных результатов". Все это привело к кратковременности его существования. И все-таки в Н. Новгороде модерн не только получил широкое распространение, но и представлен многими образцами высокого качества.
Список литературы.
1. Орельская, О. В. Мастера нижегородской архитектуры ХХ века. Н. Новгород. - 2007.
2. Русский модерн. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. 1994 г.
3. http://www.museum.nnov.ru/
4. http://www.frc.unn.ru/old_nn/site/school_3/history.htm