Смекни!
smekni.com

Архитектура модерна в Нижнем Новгороде начала XX века (стр. 1 из 3)

Содержание.

Введение ………………………………………………………………….3

1. Модерн в архитектуре ………………………………………………..4

2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде ………………….7

3. Архитектор Е.Татаринов ……………………………………………..8

3.1. Мужская педагогическая гимназия …………………………..8

3.2. Дом трудолюбия Рукавишниковых …………………………..10

4. Архитектор П.Малиновский …..…………………………………….11

4.1. Народный дом …………………………………………………11

4.2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода …………12

4.3. Церковно-приходская школа в Сормове …………………….13

4.4. Особняк М.Карпова ………….………………………………..14

5. Архитектор А.Платонов

5.1. Усадьба С.Рукавишникова …..………………………………..15

6. Архитектор Ф.Шехтель ………………………………………………16

6.1. Здание банка Рукавишниковых ………………………………18

Заключение ……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………21

Введение.

В конце XIX века в истории архитектуры произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появился новый стиль - модерн. Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Уже на первых двух съездах архитекторов России - в 1892 и 1895 годах в основных докладах и выступлениях прозвучала критика "бессодержательного эклектизма современной архитектуры", появился интерес к быстро развивавшейся технике, новым конструкциям, новым типам зданий. Приобрели актуальность рационалистические идеи А. Красовского о перспективности новых материалов, в особенности железа, о "преобразовании полезного в изящное".
Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.) быстро распространился в России. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Журналы "Зодчий", "Строитель", архитектурные ежегодники и другие издания рассказывали на своих страницах о новинках архитектуры, публиковались отдельные разделы капитального труда известного архитектора Г. Барановского "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века".

В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует детального изучения широкого круга типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.

1. Модерн в архитектуре.

Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования "снаружи внутрь", господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями. Модерн полностью отверг ордер. Вместо статических композиций, рассчитанных на восприятие с одной, наиболее выгодной точки зрения, в модерне, как правило, обеспечивается возможность обозрения здания с разных сторон, что определило относительную "равноценность" фасадов. Конструкции, интерьер, оборудование и экстерьер здания - все подвергается художественной обработке, приобретает законченные архитектурные формы, часто применяются барельефы, скульптура, мозаичные и живописные панно, художественно обработанный металл или дерево, "стильная" мебель.
Модерну не чужда стилизация, направленная на выявление структурности сооружения, его внутренней целостности, выражение его сущности в переосмысленных старых формах. С этим связано возникновение романтической ветви модерна - обращение к старым, преимущественно средневековым стилям. Эта разновидность модерна получила особое распространение в Москве, в Петербурге же сформировалась классицистическая разновидность модерна. Для эклектики красота здания характеризуется богатством заимствованных архитектурных форм. Для модерна это результат художественной обработки конструкций, выявления эстетических качеств строительных материалов - металла, дерева, камня, керамики. Металлические и железобетонные конструкции были известны и раньше, но только модерн раскрыл их художественные возможности. Линейность, прозрачность рисунка конструкций при заполнении крупных проемов позволили объединить внутренние пространства сооружений, а большие и разнообразные окна как бы связали их с природным окружением. Образ новой архитектуры модерн ищет в природе. Поэтому получают распространение криволинейные свободные формы. На потолках и стенах обнажаются или имитируются конструкции, наносятся гипсовый растительный орнамент или росписи с изображением стеблей, цветов и листьев преимущественно болотных растений, часто с включением геометрических элементов. Такой же рисунок был характерен для оград, ворот, перил лестниц. Здания окрашивались в естественные тона - зеленовато- или жемчужно-серые, розовый, а позднее и в более яркие цвета. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты модерна:

1. Разнообразие и целесообразность свободной планировки, отвечающей все возрастающему количеству новых типов зданий и сооружений;

2. Многообразие, пластичность и асимметричность внешних объемов, соответствующих планировочной структуре здания;

3. Выявление конструкций и их художественная обработка;

4. Использование и эстетизация природных форм;

5. Творческое использование архитектурного наследия средневековья;

6. Эстетизация быта;

7. Синтез искусств.

Различают два этапа развития модерна: ранний - декоративный и более поздний - рациональный. Сами названия раскрывают их сущность. В первом случае это поиск новой орнаментации, сначала причудливо-декоративной, а затем обусловленной конструктивной формой. Во втором случае - применение в строительстве каркаса здания, поиски наиболее эффективного использования материалов и конструкций. Здесь использование орнамента не обязательно, но возможно. Творчество архитектора подчиняется определенным четким правилам. (В дальнейшем нормативность породила неоклассицизм, а рационализм оказался предвестником конструктивизма).

2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде.


В Н. Новгороде модерн появился несколько позже, чем в Москве, Петербурге и Риге. Поэтому и декоративный и рациональный модерн развивались здесь параллельно. Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры - от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей. В относительно короткий срок в городе было построено большое количество домов, отражающих это разннообразие.
Появление декоративного модерна в Нижнем Новгороде было связано с реконструкцией доходного дома коридорного типа с магазинами в первом этаже, принадлежавшего Городскому обществу. Проект его реконструкции в 1896 году выполнил архитектор В. Лемке. Архитектура его копирует образцы австрийского модерна.
В 1902-1903 годах в городе было построено сразу несколько крупных общественных зданий, архитектура которых носит явные черты модерна. Это два пристроя к Мариинской женской и Нижегородской мужской гимназиям, так называемый Дом трудолюбия. Народный дом и клуб инженеров и служащих Сормовского завода. Несмотря на почти одновременное сооружение зданий, их архитектура отличалась по своей творческой направленности.

3. Архитектор Е.Татаринов.


В 1902 году по проекту архитектора Е. Татаринова были произведены внутренняя реконструкция и расширение Мариинской женской гимназии (ул. Краснофлотская, 69) с устройством внутренней лестничной клетки, освещенной фонарем э. В результате этого с западной стороны появился двухэтажный пристрой с классами в первом этаже и актовым залом во втором. Во внешних формах здания модерн только угадывается, а зал был отделан в стиле академической эклектики.

3.1. Мужская педагогическая гимназия.

В 1903 году Татаринов осуществил реконструкцию здания Нижегородской мужской гимназии (ул. Ульянова, 1). Здесь, так же как и в Мариинской гимназии, была проведена перепланировка, встроена новая лестница (рис.1) и сделан трехэтажный пристрой. В архитектуре этого здания Татаринов подражает образцам западного модерна. На главном его фасаде выделяются большие арочные окна актового зала (рис. 2) с частой сеткой оконных переплетов, характерной для модерна. Сам фасад расчленен по горизонтали четырьмя пилонами, обогащен, особенно в его венчающей части, растительно-геометрическим орнаментом. От стилизованных капителей и круглых медальонов под окнами книзу спускаются накладные ленты различной длины. Крайние пилоны завершены возвышающимися над крышей декоративными тумбами. Архитектура здания удивляла нижегородцев новизной форм, парадностью и крупномасштабностью. Интерьеры выполнены в формах модерна. Единственное исключение представляет собой зал, отделанный в "греческом" стиле.