Венецианская архитектура
Венеция расположена на берегу Адриатического моря, на севере Италии. Рядом расположен Лидо ди Езоло – это один из самых знаменитых курортов, который находится всего в 35 километрах от города. Он славится своим уникальным микроклиматом, а также чистейшими песчаными пляжами. Венеция – это город, построенный на множестве островов, соединённых между собой мостами. Всего насчитывается более четырёхсот мостов, которые объединяют между собой сто восемнадцать островов, на которых расположена Венеция. Если спросить любого человека о том, что он знает об этом городе, то, скорее всего, вы услышите в ответ: “О, там красивые каналы и прекрасная архитектура!”. И это, действительно, правда. Кстати, в Венеции построено более ста пятидесяти каналов, самый протяженный из которых, Большой канал (Grandcanale), имеет длину около 4 километров.
За всё время существования Венецию ни разу не перестраивали, поэтому она, так хорошо, сохранила свой средневековый облик. Архитектурные замыслы, которые были воплощены в жизнь на местности, буквально залитой водой, потрясают воображение любого, кто их увидел. Природа и архитектура Венеции находятся в удивительной гармонии друг с другом. Здесь можно путешествовать по каналам или пройтись пешком по красивым улицам. В разные эпохи в этом городе было возведено большое количество дворцов. Например, некоторые из них выполнены в готическом стиле и представляют собой внушительные дворцы средневековой аристократии. Другие построены в эпоху Возрождения и имеют более изящный вид. Здесь соединяются в единый ансамбль творения разных времён, придавая городу восхитительный оттенок символа истории.
Архитектура Венеции по истине уникальна. Исследуя город, можно отправиться по любой улице, но, неизменно, будут чётко выделяться четыре архитектурных стиля. Каждый из которых украшает город и имеет свои неповторимые особенности.
В период с шестого по двенадцатый век господствовал византийский стиль. Очень часто использовались купольные своды и арки различных форм. Эта эпоха характеризуется обилием украшений, богатств, элементов, которые зрительно увеличивают объём тех или иных частей сооружения. Интересно, что церкви строились по плану с четырьмя углами или с восьмью. В зависимости от количества углов купол опирается на четыре или на восемь пилястр. (Пилястр - прямоугольный плоский выступ в стене). В свою очередь, пилястры соединяются между собой различными арками. Важным элементом также являются колонны, которые все вместе образуют целые галереи. Кверху колонны заканчиваются капителями, которые украшены фигурными животными и листьями. Также часто использовалась добавочная капитель, которую украшали рельефами. Стены внутри и снаружи были отделаны богатым мозаичным декором.
Первые упоминания о романском стиле появились ещё в одиннадцатом веке. Его начало положила римско-католическая религия. Особенностью этой эпохи стало строительство церквей, имеющих широкие стены с небольшими окошками. Два ряда пилястр и колонн соединены между собой полукруглыми арками. Продольно церковь обычно делилась на три части. Свод выполнялся в виде креста.
В Венеции готический стиль преобладал в период с двенадцатого по пятнадцатый век. В эпоху Возрождения итальянские мастера не считали этот стиль истинно классическим искусством. Для них слово “готический” было синонимом слова “варварский”. Рождение этого стиля произошло во Франции в двенадцатом веке. Особенностью этого стиля стало стремление каждого элемента к восходящему движению. Этому свидетельствуют стрельчатые готические арки, крутые и невесомые своды. Высокие окна разделены на несколько частей колонками, которые в верхней части украшены тонким кружевным декором.
Начиная с пятнадцатого века известные итальянские архитекторы, открывшие источник вдохновения в римских и греческих формах, дали начало новому стилю. Это был стиль эпохи Возрождения. Отличительными чертами этого стиля стали колонны, которые формировались единым стержнем. Карнизы, полукруглые арки, антаблементы и своды с орнаментом, с рельефами и живописью – всё это относилось к “возрождению” античности в Венеции. Окна украшены роскошными карнизами, которые поддерживаются колоннами или пилястрами. Богатство украшений и преимущество округлых линий над прямыми было особенно заметно в семнадцатом веке.
В Венеции располагается множество памятников архитектуры. В самом сердце Венеции находится главная площадь – Сан Марко. На ней в 1782 году даже был организован бой быков для наследников российского престола, которые посетили Венецию. В наше время на площади всегда много людей. Старинные уютные кафе приглашают всех желающих приятно провести время. Куадри и Флориан – это два самых знаменитых из них. Кафе Флориан было первым, которое открылось в Италии. Куадри любил посещать лорд Байрон – английский поэт и романтик. Эти заведения и сейчас посещают известные артисты и литераторы. Попадая на площадь, сразу обращаешь внимание на Часовую башню. На верху башни стоят два “мавра”, которые ударяют молотками по колоколу, а лев с крыльями на фоне синего звёздного неба, держит в лапах книгу мира. Мауро Кодуччи построил центральную часть башни между 1496-1499 годами, а боковые дополнения достраивал архитектор Джорджо Массари в 1755 году. Скульптуры “мавров” создал Симонэ Кампанато в 1497 году. Со временем эти скульптуры покрылись толстым слоем тёмного налёта, поэтому жители назвали их ”mori”, что переводится с итальянского как “чёрные”. Интересно, что это скульптуры, которые изображают обычных пастухов. Лев с крыльями символизировал евангелиста – Святого Марка. А позже, начиная с двенадцатого века, он стал символом всей Венецианской республики. Льва изображали много раз, образ каждого из них обозначал что-то новое. Если лев держит лапу на открытой книге, то он – символ носителя мира. Лев несёт войну, если книга закрыта. Обычно его возвышали над морем, что обозначало военную силу Венеции. Когда передние лапы льва располагаются на земле, а задние опущены в воду – это означает, что означает господство Венеции на море и на суше. Часовой башне уже более пятиста лет. Поэтому проводилась её реставрация на протяжении двух лет. 30 января 1999 года на гондоле к площади был доставлен большой синий циферблат диаметром два метра. Реставрацию проводила Piaget – французская часовая фирма.
На площади Сан Марко не разрешается кормить голубей. Можно приобрести специальный корм, который продаётся здесь же на площади. Связано это с тем, что в этот корм добавляются вещества, которые препятствуют размножению голубей. Таким образом власти Венеции борются за санитарный порядок в городе.
Однажды Наполеон сказал про эту площадь: “San Marco - самая элегантная гостиная Европы”. Действительно, площадь Сан Марко напоминает светский салон. Галереи окружают её с трёх сторон, а с четвёртой стороны располагается собор San Marco. А слева от собора и галереями есть выход к лагуне, который очень похож на окно в этой “гостиной”.
Площадь Сан Марко располагается в низменности, поэтому во время паводков она бывает подтоплена. Тогда жители перемещаются по ней с помощью деревянных настилов.
Другим великолепным творением в Венеции является дворец Дожей. Он уникален тем, что всегда сочетал в себе невероятную роскошь убранства и выполнение важных государственных функций. По Золотой лестнице(Scala D'Oro) и лестнице Гигантов, построенных в середине шестнадцатого века, можно пройти прямо в апартаменты дожа и кабинеты правительства. Зал Коллегии (Sala del Collegio) располагался чуть ниже. Там заседал Государственный совет, которые принимал все значимые политические решения для Венеции. Известный мастер Паоло Веронезе искусно расписал потолок в этом зале. Sala del Maggior Consiglio – зал Большого Совета, который стал самым большим помещением во дворце. Это зал расписывал Веронезе и Тициан. Во дворце также располагается Зал Трёх, в котором раньше заседали верховные инквизиторы и карали “неверных”. Зал дель Маджор Консильо – это зал, который уникален тем, что потолок в нём не поддерживается ни одной опорой. До сих пор остаётся загадкой технология строительства такой конструкции без опор. Также в этом зале висят портреты дожей Венеции.
В Венеции много красивых мостов, которые соединяют берега островов пропитанных историей. Кстати, здесь есть Мост Вздохов, который соединяет Дворец Дожей с противоположным берегом канала. Почему-то сразу возникают романтические чувства, но, на самом деле, всё гораздо проще. Дело в том, что по этому мосту водили осуждённых из дворца в соседнюю тюрьму. Также заслуживает внимания мост Риальто, поостренный через Гранд канал. Он был первым мостом, наведённым через этот канал. Сначала он его сделали из дерева, но после того, как произошло его обрушение, было принято решение построить более прочный мост из камня. В наши дни это самый известный мост во всей Венеции.
Венеция поражает воображение своими красивейшими сооружениями. Здесь, где сошлись все архитектурные стили, в воздухе ощущается история, на протяжении которой город становился таким, каким мы видим его сегодня во всём своём великолепии.