Ученые подразделяют эти критерии на две группы: критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в школе (в классе) воспитательная система или нет; и
критерии качества, дающие представление об уровне развития воспитательной системы, ее эффективности1.
Нет сомнения в том, что практиков особенно интересует, как определить, есть ли в школе, в классе шестилеток воспитательная система. Именно с этих позиций и попытаемся рассмотреть ее показатели (критерии).
К критериям факта относятся:
1) упорядоченность жизнедеятельности класса (скоор-динированность воспитательных дел, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, связь учебной и внеучебной деятельности; четкий ритм и разумная организация жизни детей и социально ответственных взрослых);
2) наличие коллектива единомышленников (детей, учителя, воспитателя, родителей и др.), которые способны к реальному самоанализу и постоянному творчеству и которые живут по выработанным ими (или школой) законам, правилам, привычкам, традициям;
3) интеграция воспитательных воздействий в комплексы, или крупные организационные формы (тематические программы, проекты и др.);
4) дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, в которых фиксируются главные черты системы.
Критерии качества включают:
1) степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию принципов гуманизации и демократизации жизнедеятельности детей и взрослых;
2) общий психологический климат в классе, стиль отношений, самочувствие ребенка и его социальную защищенность, внутренний комфорт;
3) уровень воспитанности детей, которые стремятся жить по законам категорий Истины, Добра, Красоты (лежат в основе духовности как интегрированного качества личности);
4) взаимопонимание и сотрудничество между школой и семьей. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива, мажор, игра — «педагогика радости». Атмосфера доброжелательности, искренности, терпимости друг к другу, бережного отношения.
Таким образом, создавая систему школьно-семейного воспитания, важно помнить, что:
1) личность, ее духовное развитие — это цель, показатель и результат системы;
2) один из основных показателей эффективности раз-ви~ ающейся системы школьно-семейного воспитания -единство ребенка со школой. Это означает, что он не боится ходить в школу, у него нет чувства страха за свои достижения (социальные, индивидуальные). Ребенку импонируют реалистические планы семьи в отношении к школе (планы по организации его жизнедеятельности). Требования, которые задаются школой, не противостоят семейно-бытовой культуре той или иной семьи (не обесцениваются ею). Младший школьник уверен, что любое его действие, предложение, переживание и т. п. будут приняты положительно;
3) все участники системы (дети, учителя, родители и др.) выступают в ней как единое целое, содружество, в котором каждый выполняет свои функции, обязанности исходя из главной цели, объединяющей их;
4) система ~ это механизм, для которого характерна соответствующая развитость. Ее степень измеряется тем, в какой мере эта система стала средством совершенствования всех ее элементов (детей, учителя, воспитателя группы продленного дня, родителей и др.).
Поскольку всякая система, какой бы эффективной она ни была, имеет свое начало и свой конец (умирает), если ее постоянно не совершенствовать, закономерностью ее развития являются инновации. Вместе с тем на инновационные процессы можно смотреть по-разному — отсюда и вариантность воспитательных систем, их моделей.
Существуют различные точки зрения на модель, в частности ее рассматривают как «уменьшенное воспроизведение или схему чего-нибудь»; «схему, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе», «схему какого-нибудь явления или физического объекта» и т. п. Короче говоря, модель — это копия в уменьшенном виде объекта изучения, прообраз предмета исследования. Она наделена теми чертами, свойствами объекта (в нашем случае системы), которые характеризуют данные условия, ситуацию исследования.
Однако главное не в трактовке понятия «модель», а в том, что в ней выступает в качестве главного ориентира. Как пр; ило, это характер деятельности всех ее элементов, основанный на различных подходах: технологиях личностной ориентации образовательно-воспитательного процесса (Ш. А. Амонашвили и др.)» альтернативных технологиях (С. Френе, Р. Штейнер и др.). природосообраз-ных технологиях (А. М. Кушнир, М. Монтессори и др.), технологиях авторских школ (В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и др.) и т. д.
Модель «Ориентир» представляет собой социально-технологический вариант, в котором на основе заданного содержания, определяемого базисным компонентом (духовность), смоделирована методическая сторона профессиональной деятельности.
Содержание школьно-семейного воспитания как процесса структурировано в систему видов деятельности (системы действий). Каждое из действий является социальным, потому что содержит в себе:
* потенциальную вариантность выполнения; это означает, что в действии задан бесконечный счет степеней свободы, которая обеспечивает его индивидуализацию всеми участниками деятельности;
* ориентацию на идеал человека, который существует в конкретных культуре и условиях, что позволяет говорить о векторе, илИчнаправлении, индивидуально выполняемых действий;
* социально открытую форму контроля, который осуществляется через оценку деятельности всех ее участников.
Таким образом, социально-технологические действия — это действия, ориентированные на воспитание человека, близкого к идеалу, который сложился в конкретных исторических условиях, а социально-педагогические действия — это действия по воспитанию в человеке соответствующих качеств.
Мы надеемся, что социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания расширит представления учителей-практиков о Человеке, поможет им с первого года обучения детей в школе сформировать у них стремление жить по законам Истины, Добра и Красоты.
В этой модели учитель выступает как человек, который совместно с семьей реализует в социально ответственной деятельности основную цель системы школьно-семейного воспитания.
Очевидно, что никакая воспитательная система не будет функционировать без эрудированного, высоко духовного, трудолюбивого, творческого учителя (воспитателя), который постоянно проявляет личную инициативу, активность; положительно относится к разумному реформированию школы.
Как и любая другая, модель «Ориентир» включает базисные и дополнительные (вспомогательные) компоненты. Базисные компоненты задаются конкретной социальной ситуацией (на наш взгляд, это развитие духовности человека), а через дополнительные, в частности через содержательную, технологическую, организационную и др., достигается главная цель системы.
Структура воспитательной системы
Воспитательная система лицея - совокупность дел и отношений, способствующих развитию личности и школьного коллектива.
В основу воспитательной системы лицея положены, пять базовых элементов, которые сложились исторически, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются фундаментом воспитательного процесса; Это:
1.Общешкольный коллектив.
2. Традиции лицея.
3. Органы самоуправления.
4. Ключевые школьные дела.
5. Кружковая работа.
Воспитательная система лицея предполагает целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, развивает их через сочетание общешкольных и классных, фронтальных и дифференцированных, коллективных и индивидуальных форм воспитательной работы, позволяющих включить школьника в различные виды деятельности, в разнообразные виды отношений: отношение к Миру, Людям, Самому Себе, что определяется концепцией воспитательной системы и, кроме всего, ее ориентацией на общечеловеческие ценности: Отечество, Интеллект, Здоровье, Природа, Дом, Труд, Красота - основа ценностно-ориентационного поля воспитательной системы.
«Отечество как ценность» - такое ключевое понятие идейно-нравственных отношений личности, когда для школьников личностно значимыми становятся объединённые ценностью Отечество, Малая Родина, Большая Родина, Мир, Народ, Гражданственность, Интернационализм.
«Интеллект как ценность» - группа ценностных ориентаций (Познание, Книга, Истина), которая определяет комплекс отношений школьников к учебной деятельности.
«Здоровье как ценность» - группа ценностных ориентаций, которая определяет отношение школьников к Физической Культуре, Здоровому Образу Жизни.
«Труд как ценность» - группа отношений, которая определяет значительный круг отношений школьников: презрение к праздности и лени, радость труда, любимая профессия, труд на благо общества, ответственное отношение к труду, возможность и необходимость трудиться.
«Дом как ценность» - данная группа гуманистических ориентаций в общем виде раскрывает нравственные ориентиры школьников, отражает их отношение к Школе, Сверстникам, к Человеку, к Семье, к Друзьям.
«Красота как ценность» - эта группа ориентаций показывает принятие школьниками эстетических ценностей. Умение видеть Прекрасное, создавать жизнь по законам красоты.
«Природа как ценность» - группа ценностных ориентаций, которая определяет комплекс отношений школьника к Земле, к Природе, Живому Миру, Вселенной. Вычленение обозначенных групп, которые адекватно отражают ведущие духовные ценности общества, с одной стороны, и учитывают всесторонность развития личности, с другой, можно считать минимальным, но вместе с тем достаточным кругом, отражающим совокупность общественных отношений формирующейся активной личности. Ценностное сознание личности формируется в её практической деятельности. Руководят этой деятельностью в лицее восемь творческих объединений, имеющие те же названия, что и ценности.