Резиденция Президента Российской Федерации
Недалеко от Спасских ворот разместилась Резиденция Президента Российской Федерации, бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это первое в Кремле сооружение советского времени. Оно было построено в 1932–1934 годах по проекту архитектора И.И.Рерберга. Пропорции, неоклассический стиль фасада, цветовое решение здания выполнены под влиянием расположенного рядом здания, возведенного архитектором М.И.Казаковым. Первоначально в этом здании размещалась Военная школа имени ВЦИК. В 1938 году сюда переместился Секретариат Президиума Верховного Совета СССР. В 1958 году внутренние помещения здания были перестроены архитектором А.Д.Хряковым под Кремлевский театр, зрительный зал которого был рассчитан на 1200 мест. В 1969–1970 годах группа архитекторов под руководством М.В.Посохина вновь произвела значительную реконструкцию этого здания.
Здание бывшего Аpсенала
Это стpогое и выpазительное здание с обширным внутpенним двоpом, хорошо сочетающееся с кpепостными стенами Кpемля, pасположено между Никольской и Тpоицкой башнями. Аpхитектуpа Аpсенала отличается монументальностью и пpостотой. Это двухэтажное здание, pасчлененное каpнизом и укpашенное pезным белокаменным фpизом, имеет высоту свыше 30 метpов. Редко pасставленные паpные окна с большими откосами подчеpкивают суpовую мощь стен. Аpсенал является замечательным обpазцом pхитектуpы петpовского вpемени. Отступавшие из Москвы в 1812 году н полеоновские войска взоpвали часть этого гpандиозного здания между Никольской и Угловой Аpсенальной башнями. В 1816–1828 годах оно было восстановлено pхитектоpом О.И.Бове. В петpовские вpемена музей в Аpсенале так и не был создан. В середине XIX века пpедполагалось оpганизовать в Аpсенале музей войны 1812 года. Поэтому стены здания были укpашены лепными военными атpибутами, вдоль юго–восточного фасада Аpсенала выставлено 875 тpофейных пушек, отбитых pусскими войсками у аpмии Наполеона. Сpеди этих пушек: фpанцузских– 365, австpийских – 189, пpусских – 123, неаполитанских – 40, баваpских – 34, итальянских –70, голландских –22. Пpавда, и на этот pаз музей оpганизован не был. Но пушки у здания Аpсенала остались. В 1960 году вдоль южной стены были pазмещены пушки, отлитые pусскими мастеpами XVI–XVII веков Андpеем Чоховым («Тpоил»), Маpтьяном Осиповым («Тамаюн»), Яковом Дубиным («Волк») и другими. Почти все орудия имеют клейма, где указаны дата отливки, имя мастера и вес. Во время последних pеставpационных работ, проведенных в Кремле, были отpеставpиpованы и эти пушки. Теперь особенно видно великолепное мастерство художественного исполнения орудий и лафетов.
2.3. Ансамбль Кремлёвских колоколен.
В 1505 – 1508 гг.итальянский зодчий Бон Фрязин возвёл на месте первоначальной церкви Иоанна Лествичника в три яруса колокольню высотой около 60м. именем этого святого и названа эта колокольня. Церковь-колокольня служила в древние времена москвичам дозорной и пожарной башней. С её высоты обозревались все окрестности Москвы в радиусе 30 км.
В 1600 г.столп колокольни надстроили и она достигла высоты 81 м. В 1532-1543 гг.с севера от неё тоже итальянским зодчим Петроком Малым была пристроена церковь-звонница Воскресения Христова. Именно здесь находится самый большой из действующих в России колоколов – Успенский или Праздничный. Его вес достигает 65 т, 320 кг. Ещё севернее по проекту архитектора Бажена Огурцова в 1624 г. была пристроена звонница – так называемая Филаретова пристройка. В 1812 г. взрывом от французской мины были разрушены обе звонницы, но устоял столп Ивана Великого. В 1815 г. весь ансамбль был восстановлен архитекторами И. Жилярди, И. Еготовым и Л. Руска.
Царь – колокол
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века – знаменитый Царь–колокол. Еще в XVI–XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера Александра Григорьева, вес которого, по–видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с января 1733 года по ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и надписей работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. В это время умирает Иван Моторин. Теперь всю работу по подготовке и отливке колокола возглавил его сын – Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года Царь–колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час 12 минут. Габариты Царь–колокола весьма внушительны: вес его – более 200 тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979–1980 годы), показали, что Царь–колокол изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро). Во время пожара в мае 1737 года от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь–колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.
2.4. Технологическая карта экскурсии и разработка текста экскурсии.
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии: Первая прогулка по Кремлю
Продолжительность (час): 1,5 часа
Протяженность (км): 1 км.
Автор-разработчик: Червякова Светлана Алексеевна.
автор, коллектив авторов, предприятие
Содержание экскурсии: Экскурсовод знакомит своих слушателей с Кремлевским ансамблем, экскурсанты могут увидеть Кремль, его архитектурные памятники и познакомиться с композиционным центром.
Маршрут экскурсии: Место встречи с группой – выход из станции метро «Александровский сад». Пешеходная часть маршрута: Вход в Кремль в ворота Боровицкой башни, затем на Соборная площадь с короткими остановками около Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца. Переход на Ивановскую площадь между Успенским собором и колокольней Ивана Великого и выход через ворота Спасской башни.
Вступительная беседа: На месте встречи 7-10 мин.
1. Знакомство экскурсовода с группой.
2. Краткая характеристика маршрута, его протяженность и продолжительность экскурсии.
3. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности экскурсантов на маршруте.
Сезонность: май – сентябрь.
Маршрут экскурсии
Участки (этапы) перемещения по маршруту | Места остановок | Объект показа | Продолжительность | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ворота Боровицкой башни | У входа в ворота Боровицкой башни | Стены и башни Кремля | 7-10 мин. | Краткая история Кемля и краткое описание стен и башен | Группа собирается и подходит к Боровицким воротам | Используется методический прием рассказа «предварительный обзор» |
Оружейная палата | Оружейная палата | Оружейная палата,место церкви Рождества Иоанна Предтечи | 7-10 мин. | Краткое описание архитектуры и экспонатов Оружейной палаты и историческая справка о церкви Рождества Иоанна Предтечи | Группа останавливается. | Используются методические приемы : рассказа -описание и показа- указание на местоположение объекта |
Большой Кремлевский дворец | Большой Кремлевский дворец | Большой Кремлевский дворец | 3-5 мин. | Краткое описание архитектуры Большого Кремлевского дворца | Обратить внимание на описание внутренних помещений | Используется методический прием рассказа – описание и указание на местоположения объекта |
Соборная площадь | Благовещенский собор, Успенский собор, колокольня Ивана Великого, Архангельский собор | Благовещенский собор, Успенский собор, колокольня Ивана Великого, Архангельский собор | 25-30 мин.. . | Характеристика строений с краткой историей. | Обратить внимание на особенности архитектуры | Используются методические приемы: рассказа - предварительный обзор и описании; указание на местоположения объекта |
Ивановская площадь | Ивановская площадь | Царь – пушка, царь – колокол, церковь собора Двенадцати Апостолов | 15-20 мин. | Краткая историческая справка и краткое описание объектов. | Группа следует мимо церкви собора Двенадцати Апостолов и останавливается у памятников царь-пушка, а затем царь-колокол | Используются методические приемы: рассказа – экскурсионная справка и описание; указание на местоположения объекта |
Спасская башня. | Спасская башня. | Куранты | 3-5 мин | История создания и устройство часов. | Обратить внимание на устройство курантов | Описание и указание на местоположения объекта |
Контрольный текст экскурсии.