Смекни!
smekni.com

Современная архитектура Греции (стр. 2 из 3)

5. Афины, жилой дом, 1962 Г. Архитекторы Т. 3енетос, М. Апостолидис

Особой областью греческого градо­строительства является застройка небольших городов на островах, часто страда­ющих от сильных землетрясений. Значи­тельные работы были проведены на острове Санторин (Тира) после землетрясения, по­разившего остров в 1956 г. На Санторине по традиции строились белые каменные до­ма, покрытые сводами и куполами (рис. 4). Плотная застройка на разных уровнях, обилие лестниц, террас, садиков создают неповторимую по своей живописности кар­тину. Группе архитекторов во главе с П. Василиадисом и А. Спаносом предстояло быстро выстроить новые здания, сохранив при этом все обаяние местной народной ар­хитектуры. Ими был предложен тип сбло­кированных построек, образующих целые кварталы. Ячейку такого блока составляет дом на две семьи, крытый по местной тра­диции коробовыми сводами, имеющий гале­рею, выходящую во дворик. Дом и дворик разделяются стеной иа две квартиры. Каждая из них представляет собой вариант традиционного трехчастного народного жи­лища.

Жилищное строительство занимает ве­дущее место в послевоенной Греции. В ос­новном в городах строятся малоэтажные дома для односемейного заселения и ceк­ционные дома высотой от двух до четырех этажей. Лишь в крупных городах страны­ преимущественно в Афинах и Салониках­сооружаются и многоэтажные здания.

Многоквартирные секционные дома, как правило, имеют железобетонный каркас с кирпичным заполнением. Снаружи стены чаще всего оштукатурены и окрашены в светлые цвета. Климатические условия Гре­ции накладывают свой отпечаток на харак­тер ограждающих конструкций и строитель­ной техники. Кладка стен ведется обычно в полкирпича. Многие дома в Афинах вовсе не имеют отопления - в течение нескольких холодных зимних недель комнаты обогреваются переносными печками. Мозаичные полы из естественного камня - своеобразная черта современного греческого интерь­ера. Характерные для секционных домов балконы-лоджии, заглубленные в массив здания, играют важную роль в защите жилых комнат от прямых солнечных лучей Обычной принадлежностью жилого дом, являются также крыши-террасы, нередко многоярусные, поднимающиеся уступами Таковы общие свойства многоквартирного греческого дома, хорошо сообразованного с климатическими условиями и облада­ющего своеобразной пространственно-пла­стической выразительностью. В разных вариантах эти свойства проявляются в домах, отличающихся и по стоимости и по архитек­турным качествам.

6. Жилой массив «Агиос Иоаннис Рендне» близ Пирея, 1950 г. Арх. А. Константи­нидис. План квартала, обший вид

Примером дорогостоящего здания мо­жет служить дом, построенный в Афинах арх. Н. Валсамакисом. Это образец типич­ного для 50-х годов использования желе­зобетонной конструкции как для функцио­нальных, так и для композиционных целей. Ритм членения фасада прост и строг. Планировка квартир весьма сложна и отвечает индивидуальным требованиям заказчиков.

В 60-х 'годах для ограждающих конструкций в многоквартирных домах стало широко применяться стекло. Однако сплошное остекление фасадов, предполагающее установки искусственного климата, не полу­чило распространения. Продолжают соору­жаться балконы, на которые выходят жи­лые комнаты, и тем самым сохраняется прямая связь интерьера с наружным пространством. Таков жилой дом в Афинах, сооруженный в 1962 г. архитекторами Т. Зенетосом и М. Апостолидисом (рис. 5). Его фасад, обращенный к югу, представля­ет собой сплошной ряд балконов со стек­лянными парапетами, над которыми распо­ложены подвижные панели с дымчатыми стеклами, поглощающими солнечные лучи. Жилыекомнаты отделены от балкона двумя рядами раздвижных ограждений: внеш­них - с металлическими жалюзи и внутренних – застекленных.

Кварталы многоквартирных жилых до­мов состоят из зданий, близких друг к другу по типу, но не представляют собой ансамбля, созданного по единому плану. За­стройка городов микрорайонами, включа­ющими в себя комплекс коммунально-бытовых сооружений, почти не привилась в Гре­ции. Известным исключением является строительство кварталов «дешевых» жилых домов, В которых преобладают строгая экономичность и рациональность. Главным 06­разом это постройки арх. А. Константини­диса. Ему принадлежит жилой массив «Агиос Иоаннис Рендис» около Пирея (50-е годы, рис. 6). Квартал образуют бло­ки четырехэтажных домов, распланирован­ные с расчетом на внутриквартальные дво­ры. Пространство между опорами нижних этажей оставлено открытым, комнаты зани­мают три верхних этажа. Лестничные клетки также открыты со стороны фасада и представляют собой своего рода лоджии. Все это способствует аэрации зданий. Дома имеют железобетонный каркас и кирпичную кладку стен. Формы зданий и их планы су­губо просты и гармоничны. Однообразие их облика архитектор разбивает окраской. Ребра железобетонного каркаса остаются открытыми - серыми, кирпичное заполне­ние окрашено в желтые, синие и красные цвета.

В послевоенное время в Греции широко распространилось строительство домов для односемейного заселения. Здесь наиболее отчетливо сказался разрыв с функционализмом 20-30-х годов и проявился интерес к свободной пластической композиции здания, органической связи его с окру­жающей природой. Целое течение образо­вала в 50-60-е годы архитектура, ис­пользующая формы народного жилища, сочетающая современный комфорт с тради­ционной планировкой народного жилого до­ма, новые материалы - железобетон, стек­ло, пластики - с традиционными для на­родного греческого зодчества диким кам­нем, деревом, побеленной штукатуркой, керамикой. Внутренняя планировка зача­стую строится ПО типу трехчастного народ­ного дома с залом, откуда деревянная лест­ница ведет на второй этаж (дом-мастер­ская художника С. Василиу в Афинах, 1958, арх. П. Карандинос). Нередко ком­позиция крестьянского дома с его лаконич­ными объемами и крупными поверхностями стен непосредственно переносится на новые постройки. Таковы здания одного из осно­воположников этого течения арх. Д. Пикиониса, постройки П. Сакеллариоса н др., дом в районе Кифисиа в Афинах арх. д. Три­подакиса (рис .. 7) с асимметричным распо­ложением прямоугольных объемов, с тер­расами, двориками, открытыми лестницами, расположенными на разных уровнях.

7. Афины. ДОМ в районе Кифисиа, конец 50-х годов, Арх. д. Триподакис. Общий вид, планы

8. Калабака. Мотель, 1963 г. Арх. А. Константинидис.

Наряду с этим течением в 60-х годах все в большем количестве строятся одно­семейные дома, планировка и композиция которых определяются исключительно современным функциональным характером зда­ния. Образцом такого дома является жилой дом в районе Каламаки в Афинах (1964, арх. А. Провеленгиос). Дом сооружен на высоких железобетонных опорах, открытый нижний ярус используется также для подъезда машин. Второй этаж открывается к морю террасой-лоджией. В верхней части стен жилых комнат прорезаны ленточные раздвижные окна, благодаря чему комнаты

9. Отель на горе Парнес, 1961г. Арх. П. Милонас. Общнй вид, план

Типичным для отелей, сооружаемых в центрах туризма на островах и в материковой Греции стало 2-4-этажное прямоугольное в плане здание с железобетонным каркасом и кирпичные заполнением стен. Фасад такой постройка разбивается на глубокие прямоугольные балконы лоджии. В отделке применяются дикий камень, дерево, мозаичные полы. В зависимости от местных условий и творческих склонностей архитекторов этот тип разрабатывается в различных вариантах. Склонный к традиционализму П. Сакеллариос оформляет фасад отеля на острове Корфу (50-е годы) аркадой в цокольном эта­же и спаренными колоннами в балконах-лоджиях. А. Константинидис в мотеле в Калабаке (1963 рис. 8), сооруженном на фоне причудливых скал Метеоры, использует излюбленную им выразительность конструкций строгий рисунок железобетонного каркаса сочетается здесь с цветными квадратными полями оштукатуренных стен. Как правило, архи­текторы достигают хорошей связи здания отеля с окружающей сре­дой. Таков расположенный на скалистых уступах берега и отве­чающий ритмам ландшафта отель на острове Миконос (1954, арх П. Василиа,дис).

10. Афины. Хилтон-отель, 1959-1963 п. Архитекторы П. Василиа· дне, Э. Вурекас, С. Стай кос. Общий ВИД, план

Пригородные отели, сооруженные в 60-х годах окал е Афин, выделяются своей экстра­вагантностью, явно рассчитанной на привлечение туристов. Таков туристический комплекс в Вули­агмени на берегу моря с живо­писно экзотическими павильона­ми, бунгало и т. д., а также боль­шой фешенебельный отель на горе Парнес (1961, арх. П, Мило­нас, рис. 9).

Большинство отелей в круп­ных городах представляют собой рядовые сооружения. Уникален для Греции Хил тон-отель в Афинах (1959-1963 П., архитектор П. Василиадис, Э. Вурекас С. Стайкос; рис. 10). Десять этажей основ­ной частью здания возведены на двухэтаж­ном цоколе. Размеры здания необычны для той масштабной меры, которая сложилась в застройке греческой столицы. Асиммет­рично изогнутые формы, примененные в отеле, до тех пор не встречались в круп­ных зданиях Афин. Наконец, здание ли­шено столь характерных для греческой архитектуры балконов-лоджий. Архитек­торы применили здесь установки искусст­венного климата, отказавшись от всех тех преимуществ, которые дает естественный климат Греции.