40. Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем.
Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы).
Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом и дополнительной парой восточных столбов, к которым примыкает иконостас (первоначально — алтарная преграда).
К типу трёхнефных соборов с нартексом относятся ряд храмов Великого Новгорода, возведённых в первой трети XII века. В их числе — княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии
Интерьеры соборов сохранили большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю. Остальное было расписано фресками- росписью по сырой штукатурке, техника которой была заимствована у эгейской культуре..
41 Архитектурный стиль государства Киевской Руси быстро утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви. Главные соборы имеют множество маленьких куполов, что привело некоторых[кто?] историков искусства к предположению, что это — признак того, на что должны были быть похожи языческие славянские храмы.
Софийский собор в Новгороде (1045—1050), с другой стороны, выражал новый стиль, который проявил сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна, и защищенные шлемом купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.
Дальнейший отход от Византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Николо-Дворищенский собор (1113 год), Рождественский собор Антониева монастыря (1117-19 годы), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 год).
монументально-исторические храмы это храмы показывающие мощь веры, религии. Построенные для прихожан, верующих . Придворно-княжеские храмы это храмы появившиеся в период феодальной раздробленности Руси- в них князь пытался показать всю силу и могущество своего княжества. Конечно храмы с различных территорий имели свои индивидуальные черты.
42. Монголо –татарское иго в целом негативно повлияло на развитей как на индустриальное развитие так и на культурное… Так при набегах был полностью разрушен ряд городов с их самобытной культурой . С игом связывают поиск героев-осободителей земли русской. Это нашло отражение в устном народном творчестве в качестве былин. Чего стоит вспомнить о подвигах Ильи Муромца и Никиты Кожемяки!
43. Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси.Иван Калита подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная защищенность московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.Иван Калита подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная защищенность московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
44. На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства. Из Константинополя прибыли многочисленные монахи, которые просто не могли прокормиться на родине по причине переизбытка клерикального населения. Именно монастыри во времена киевской Руси стали центрами развития письменности . первая летопись была найдена в киево-печорской лавре и называется «повесть временных лет» . ее автор монах Нестор . и она рассказывает о жизни и деятельности русских князей. Также известны другие памятники древнерусской письменности- слово о полку игореве и др.
45. При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. 26) Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве митрополичьего стола и личным желанием митрополита Петра. Строительство каменных храмов продолжалось при Калите в быстрых по тому времени темпах. В 1329 г. выстроили вторую каменную московскую церковь Иоанна Лествичника, оконченную в три месяца Осенью того же года в течение двух месяцев воздвигли третью каменную церковь - Поклонения веригам Петра И. Е. Забелин связывает построение этих церквей с политическими событиями того времени, считая, что обе церкви были обетными, построенными в память удачного окончания похода против Твери в 1327 г. и Пскова в 1329 г.. Храмы стоились «на скорую руку» и почти все пришлось реконструировать в 15 веке. Все они располагались на территории современного кремля. Наиболее ценно сближение архитектуры собора Калиты с некоторыми псковскими памятниками, так как участие псковских мастеров в московском каменном строительстве весьма вероятно.Во всяком случае, храмы Калиты представляли собой постройки довольно небольшие и не очень прочные.
46. Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Начал строиться( деревянный вариант) в 1156г, но этот кремель был разрушен нашествие монголо-татаров. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается с участием итальянских зодчих и обретает в значительной мере свой современный вид. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона.Взорваны были Водовзводная, Петровская и Первая безымянная башни, серьёзно пострадала Угловая Арсенальная башня, пострадали также пристройки к колокольне Ивана Великого.В середине XVIII века возникла идея постройки Большого Кремлёвского дворца, но только проекту К. А. Тона в 1839—49 годах суждено было воплотиться в жизнь. С 1955 года Кремль частично открыт для посещения, став музеем под открытым небом.
47.Хотя и в XIV веке влияние Византии и других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростове и других городах — очень своеобразны, самобытны. Творчество Андрея Рублева является одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты. Связано это с тем что в В 14 веке именно русь стала «локомотивом» православия т.к. Византия в это врем была уже завоевана османской империей, а на руси был закаленный татаро-монгольским игом православный дух, способный вести православных вперед…
Псковские мастера предпочитали золотые или охристо-желтые фоны, основу колористической гаммы обычно составляло контрастное сочетание темно-вишневого с кораллово-красным (киноварь с примесью сурьмы) с добавлением исчерна-синего и густо-зеленого цветов. Часто встречается обильная инокопь (золотая штриховка), напоминающая густую сеть; она близка к золотой разделке в итальянских иконах XII–XIII вв. и в памятниках итало-греческой школы. Лики писались темным санкирем, на носы клалось характерное высветление — «капелька» (в фас) или «башмачок» (в профиль).
В дальнейшем и «романизмы», и фольклоризация образов стойко сохраняются в новгородской иконописи, соседствуя или сочетаясь с новыми византийскими художественными импульсами.
48 Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. В середине и второй половине XV века художественные направления в московской живописи складывались под влиянием творчества Андрея Рублева и его школы. Художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). Для московской живописи этого времени была характерна и еще одна особенность. В ряд иконописных сюжетов и образов вместе с такими как Христос, Богоматерь, апостолы стали входить и реальные канонизированные светские и духовные лица.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.