Накануне образования византийской архитектуры довольно широко был распространён базиликальный архитектурный тип. В разных областях он имел различные варианты. Наиболее ярко базиликальный план был выражен в сооружениях Италии, и особенно самого Рима.
Оставаясь в пределах архитектурного типа базилики, следует отметить укорочение базилик, которое мы обнаруживаем в различных частях тогдашнего христианского мира, и главным образом на Востоке.
Очень существенной разновидностью храмового здания этого периода был мартирий, т. е. церковь над могилой святого. Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника. Они появились в восточных областях позднеантичного мира. Многие из них имели ещё деревянные купола, но встречались и такие, которые были перекрыты куполами из кирпича. Четырёхлистник в плане очень сильно выделял центральную точку главного помещения, даже в ущерб алтарю.
Из всех архитектурных типов, существовавших накануне возникновения византийского зодчества, купольная базилика, которая была потом положена в основу Константинопольской Софии, имела для византийской архитектуры наибольшее значение.
В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов архитектура периода сложения византийского зодчества распадается на две больших школы, из которых каждая внесла свой очень существенный вклад в его образование. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии.
Для сирийской школы характерна кладка из прекрасно отёсанных каменных блоков. Перекрытия — обычно деревянные. Очень часто в монументальных сооружениях, а может быть и в жилых постройках, применялись купола из дерева, внутренние поверхности которых иногда были украшены мозаикой. Сирийская каменная кладка представляет собой дальнейшее развитие античной, греческой кладки. Однако возможно, что в некоторых случаях наружные поверхности стен покрывались тонким слоем штукатурки.
В константинопольской школе строительные материалы и технические приёмы были менее однородными и представляют собой сложную картину. Основным отличием от Сирии является здесь очень широкое применение кирпича и сводов.
Решение вопроса о происхождении каменной кладки, в которой несколько рядов камня чередуются с рядами кирпича, очень существенно для выяснения истоков столичной византийской кладки. Можно утверждать, что около 400 г. в Малой Азии чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров его применения можно привести такие памятники, как постройки IV в. в Никомидии и церковь Марии в Эфесе, а также вне Малой Азии арку Галерия и церковь Георгия в Фессалониках. В Константинополе аналогичная кладка встречается в городских стенах и других ранних постройках. В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич. В её стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах. Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке ипподрома.
В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчётливо выступают две основные тенденции. Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным изолированно, к небольшим проёмам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.
2. Византийская городская застройка.
До конца существования византийской империи в ней продолжали жить традиции античного градостроительства. Особенно это было выражено в Константинополе. Тенденция к регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода.
Уже в ранневизантийский период в городском ансамбле проявилась централизация, отражавшая ведущее начало византийского государства. Улицы сходятся к центру города, в котором главное место занимает собор.
Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что обусловлено историческими предпосылками жизни Византийской империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества.
Сравнительно мало известна жилая застройка византийских городов. Можно утверждать, что в рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, выходящих на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.
Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразными были загородные монастыри, обычно представлявшие собой крепостные ансамбли. Основными их зданиями были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, а в центре помещались храм и трапезная.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы. Они делали большие проёмы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в одно компактное целое. Что же касается храмовых интерьеров, несмотря на большие проёмы и хорошую связанность с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в живописи. Характер изображения фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы.Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей. Крестово-купольный тип храма полностью соответствовал данным требованиям.
Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.
В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).
Вход в храм, обрамленный порталом, располагался с западной стороны. Если хотели придать зданию более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс обязательно отделялся от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами (апсидами), крытыми полукуполами - конхами.
Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд.
Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность.