7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.
Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.
Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. Одни здания должны производить впечатление массивности, другие же, наоборот, при имеющейся массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить ощущение массы?
Меньшей массой обладают здания:
— из гладкого материала,
— многоступенчатые,
— украшенные колоннами (лучше по периметру),
— состоящие из нескольких частей,
— украшенные аркадами,
— украшенные по фасаду различными декоративными элементами, которые создают эффект фильтрации света,
— окрашенные в разные цвета, которые зрительно разбивают объем,
— с использованием стекла как одного из основных материалов при строительстве.
Масса обладает тяжестью (весомостью), которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. При расположении одной массы над другой при членении формы по вертикали возникает необходимость зрительного уравновешивания их. Уравновешенность элементов формы придает устойчивость всей форме в целом.
Без уравновешенности и устойчивости элементов архитектурной формы не может быть единства и масштабности. Весовые отношения могут возникать при рельефном членении формы на две части. При равенстве членений форма в весовом отношении инертна, и различие верха и низа в ней не выражено . При неравных членениях расположенная вверху большая масса имеет больший вес ; при сравнении профилей е и g ощутим больший вес верхней меньшей части при выступающем ее рельефе.
Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку – массу. Под массой формы принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямопропорциональна количеству материала и его плотности. Атланты, Кариатиды и многие другие формы каменной архитектуры художественно-образным языком искусства ярко выражают эту тяжесть.
Атланты и кариатиды могут являться не только элементами декора на фасаде отдельного здания, но и влияют на художественное восприятие целых архитектурных ансамблей.
С их помощью подчеркивают массивность некоторых элементов здания.
Способность человека визуально определить массу основана на его огромном опыте, на чувственно-практической природе его познания. Прочность конструкций непосредственно связана с ее весом. Вся история развития архитектурной формы связана с поиском более легких материалов. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты цвета, фактуры и других свойств формы. Все сказанное о зависимости массы от объективных свойств формы справедливо для эмоциональной оценки тяжести тел любой мерности. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и отих геометрической характеристики в часности.
3. Архитектурная категория «массивность»
3.1 Сущность и формулировка композиционной категории «массивность»
· Массивность - Обладающий большой мощностью (в 3 знач.; тех.). Мощный двигатель. 3. Создающий впечатление силы, величия своею величиной, массивностью. Мощная фигура (у человека). Мощное строение.
· Массивность - массивности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к массивный
· Массивный - массивная, массивное; массивен, массивна, массивно (·франц. massif) (·книж. ). Тяжелый, большой, плотный. Массивный нож. Массивная фигура. Массивный памятник.
· Массивный - Имеющий большую массу и объем
· Массивный – Чрезвычайно большой по величине, силе. // перен. устар. Обладающий очень большой властью, исключительным влиянием; могущественный.
· Массивный - Физически сильный, крепкий (о человеке или животном). 3. Создающий впечатление силы, величия своею величиной, массивностью.
«Массивный» - Впервые это слово было официально зарегистрировано двести лет назад (в 1804 г.) в Новом словотолкователе Н.Яновского. За прошедшие годы значение этого прилагательного практически не изменилось, а в его толковании современными словарями имеются, по сути, лишь стилистические различия. Если отвлечься от частностей, то это значение вместе с его лексическим оттенком можно сформулировать следующим образом: «Тяжелый, большой; крупный, грузный (о человеке, животном или какой-л. части тела)».
Основное значение этого слова относится к неодушевленным существительным – таким, как: здание, строение, сооружение, собор, храм, корабль, паром, танк, орудие, автомобиль, станок, дверь, ворота, мебель, диван, шкаф, буфет, комод, кресло, кровать, тумба, сковорода, чернильница, подошва, украшения, колье, браслет, цепь, перстень, кольцо и т.п. Указанный же оттенок основного значения распространяется на следующие существительные: человек, штангист, борец, фигура, тело, слон, зубр, бык; голова, грудь, подбородок, челюсти, руки, ноги, лапы и некоторые другие.
3.2 Характеристики категории «массивность»
При массивном строительстве ненесущие внутренние стены как бы присоединены к каркасу. Все внутренние отделочные работы можно начинать только после завершения прокладки технических коммуникаций. При сухом способе строительства даже при упрощенном представлении плана работ отчетливо просматривается связь отдельных видов отделочных работ, к которым также относится монтаж внутренних перегородок.
По сравнению со зданием из массивных материалов, здание из легких материалов имеет на 60-100 м2 больше полезной площади (2,5 - 4 м2) на квартиру. Для сопоставления массы зданий во внимание принимается масса стен (внутренние стены/отделка, стены лестничных клеток, наружные стены). При рассмотрении варианта здания из легких материалов необходимо учитывать массу несущих металлоконструкций. Она берется равной 20 тоннам. Масса перекрытий и кровли принимается одинаковой. Масса стен и несущего каркаса здания из легких материалов меньше на 540-810 тонн, что соответствует снижению массы примерно на 51-64 %. При этом большая часть массы здания из легких материалов приходится на массу стен лестничных клеток. Если бы из легких материалов выполнялись бы и эти стены, то масса всех стен в здании из легких материалов составляла бы лишь 10 % от массы стен здания из массивных материалов. Еще более отчетливо разница проявляется при использовании различных систем основания пола. Например, разница по массе между сухим основанием пола (2х10 мм гипсоволокнистый лист, минеральная вата 22/20) и обычной мокрой стяжкой (40 мм цемент, минеральная вата 35/30) составит около 70 кг/м2, то есть только за счет использования массивной стяжки масса здания увеличивается на 95-100 тонн. Малые нагрузки в здании из легких материалов влияют на выбор толщины перекрытий, что также способствует уменьшению массы здания.
3.3 Свойства категории «массивность»
Массивность[1] – свойство объемно-пространственных форм, имеет ряд особенностей:
- С изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большей по величине форме соответствует большая масса. Следовательно, большая форма воспринимается более массивной.
- Массивность формы изменяется в зависимости от степени объемности, плоскостности или линейности ее. На ассоциативное восприятие влияет также стереометрическое очертание формы. При одинаковом количестве вещества, из которого состоят тела: куб, шар и другие объемные формы воспринимаются более массивными, чем формы, приближающиеся по своим пропорциям к линейным.
- Масса может также изменяться по степени плотности заполнения формы, причем одним пределом будет минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором в зрительном отношении характер данной формы все же еще сохраняется; другой предел плотности массы - максимальное заполнение формы
Когда плотность такова, что структура массы зрительно не воспринимается (например гладкая поверхность), то и массивность формы может не восприниматься. В примере 3 с увеличением числа колонн и стен возникает постепенное уплотнение пространства.
На массивность форм влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура. Одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Стеклянный куб за счет своей прозрачности воспринимается более легким, хотя физический вес его больше деревянного. Более сложные состояния формы образуются из совокупности выше указанных типовых случаев, а также при наличии других свойств, влияющих на выразительность массы.
· Объемная, в частности кубическая, форма кажется более массивной и устойчивой, незыблемой и фундаментальной. Мавзолеи имеют именно такую форму. Кубическая форма и у крепостей, которые должны производить впечатление устойчивости, непоколебимости.
· Вспомните Палаццо Веккьо во Флоренции — как неприступно смотрится это кубическое сооружение. Маленькие окошки на фоне гладкой массивной стены дополняют ощущение монолитности. Здание магистрата должно было вселять в граждан чувство уверенности в незыблемости существующих порядков.
· Если сооружение имеет плоскую форму и вытянуто по вертикали, то оно воспринимается как более легкое. Да это и понятно — плоское кажется менее массивным, нежели объемное.