Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современной архитектуре XX в., таких как экспрессионизм, ар деко, органическая архитектура и др.
Наиболее ярко проявился модерн в особняках, павильонах, а также общественных зданиях. Они строились по принципу проектирования «изнутри наружу», когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры. Внутреннее пространство определяло облик здания. Фасады домов были несимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам, образования, напоминавшие одновременно и природные формы, и результат свободного формотворчества скульптора. Это нашло отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному, «пуристскому» началу — в поздних постройках О.Вагнера, Й. Гофмана, А.Лооса в Австрии, П.Беренса в Германии, О.Перре во Франции.
Модерн возник как стиль особняков и загородных вилл буржуазии. Еще в 1859 г. английский архитектор Ф.Уэбб для известного художника и публициста У. Морриса построил в Кенте жилой «Красный дом», Великобритания. Этот дом был предтечей модерна. На его архитектуру оказали влияние романтизм и эстетические концепции Дж. Рескина и У. Морриса. Это была первая в Европе попытка творческого обновления жилищного строительства. Возникла новая концепция: жилой дом рассматривался как единый организм, внешний облик которого выражал его внутреннее содержание. Центром композиции стал двухсветный холл, вокруг которого группировались все помещения. Характерным стал отказ от симметричной композиции и показной роскоши.
В 1880—1890-е годы Брюссель (Бельгия) становится центром современного искусства в Европе. Одним из первых примеров ар нуво был дом Тассель в Брюсселе по проекту архитектора В. Орта (1892 — 1893 гг.). Это действительно смелое решение, которое знаменовало поворотный момент в строительстве жилища. В. Орта добился гибкости общего решения, свободы планировки отдельных этажей, независимости от исторических стилей. Металлические конструкции здесь уже не маскируются, хотя и по лучают декоративную обработку с мотивами флорального орнамента. Ограждения лестницы выполняются из кованого железа сложного криволинейного рисунка. В.Орта придал колоннам форму стеблей фантастических растений. Текучий рисунок железных конструкций перекликался с настенной росписью и повторялся в мозаике пола. Все это в сочетании со светлыми красками создавало ощущение свежести, живости и движения.
В Брюсселе в 1905— 1911 гг. по проекту архитектора Й. Гофмана строится дворец Штоклет, где он разработал своеобразные графичные мотивы, членящие фасады на прямоугольные плоскости. Стены облицованы тонкими панелями норвежского мрамора и обрамлены декоративными позолоченными кантами, что придает зданию плоский и бестелесный образ. Венчающая башенка расположена асимметрично и увенчана четырьмя геркулесовыми фигурами и миниатюрным металлическим куполом из цветов, как вариация завершения здания Сецессиона. Интерьеры дворца выполнены из мрамора, дополнены мозаикой (выполнена художником Г. Климтом), ониксом, стеклом, что создает их гармонию с коллекцией античного, восточного и современного искусства.
В Австрии в Вене в 1897 г. возникла творческая организация, объединившая авангард венских художников и архитекторов — венский Сецессион. Это художественное объединение представляло новые направления в искусстве и архитектуре, которые противостояли акадимизму. Среди основателей Сецессиона был известный живописец Г.Кдимт, архитектор О.Вагнер — один из основоположников модерна — и его ученики — Й. Гофман, И.Ольб-рих. Они организовывали выставки произведений художников, затем стали издавать журнал «Вер Сакрум» («Священная весна»), который был связан с литературным символизмом.
В 1899 г. архитектор Й.Ольбрих построил здание венского Сецессиона — дом для выставок и клуб для созданного объединения архитекторов, скульпторов и живописцев, которые выступили против официального академизма. Композиция здания строится на сочетании нескольких геометрических (кубических) объемов, дополненных пластическим цветочным орнаментом и завершенных прозрачным (пустотелым) куполом-шаром, поверхность которого образована лавровыми листьями из позолоченного металла. Над входом в здание расположена надпись: «Эпохе — ее искусство, искусству — его свобода». Она выражала творческое кредо нового направления.
Во Франции модерн был наиболее ярко запечатлен в наземных павильонах метро в Париже (1899— 1904 гг.), выполненных по проектам архитектора Г. Гимара, для которых характерно сочетание металлической рациональной конструкции и флорального орнамента. Его стилизованные конструктивные формы вызывали ассоциации с органическими формами* Своеобразные конструкции, с напоминающими крылышки стрекоз стеклянными крышами и зелеными стойками в форме «усиков», стали впоследствии неотъемлемой частью традиционного парижского облика. Тогда же проекты павильонов выступили против господствующего классицизма Школы изящных искусств. В небольших легких сооружениях из металла и стекла отмечается органичное сочетание конструктивных и декоративных элементов. В начале XX в. во Франции Г. Гимар создал множество жилых домов и вилл в стиле ар нуво. Представителями французской школы модерна были также архитекторы Ф.Журден, Ж.Ла-виротт, Ф.Соваж, Э.Андре и др.
В 1880-е годы в Великобритании также начало развиваться новое художественное направление. Крупнейшим представителем английского модерна был архитектор Ч. Макинтош, который построил здание Школы искусств в Глазго (1907— 1909 гг.). В его архитектурном решении автор отказался от симметрии. Контраст плавных линий ограды и вертикальных членений фасада, использование кованого железа в завитках оконных консолей, наличие больших оконных проемов, правдиво отражающих во внешнем облике размещение зальных школьных помещений, — это пример рационалистической ветви модерна. Здание, расположенное на рельефе, вздымается подобно средневековой шотландской крепости. Этот эффект усиливается маленькими окошками и вкраплением неотесанных каменных квадратов.
В Германии в конце XIX в. (несколько позднее, чем в Бельгии, Австрии и Великобритании) возник югендстиль (его пропагандировал журнал «Югенд», который провозгласил протест против эклектики в архитектуре),
Югендстиль в Германии имел много стилистических версий, в которых трудно выявить общую закономерность. К этому творческому направлению принадлежали архитекторы А. Эн-дель, Б.Панкок, Б.Пауль, О.Экман. П. Беренс и др.
Фасад здания фотоателье «Эльвира» в Мюнхене, построенное по проекту А.Энделя (1897—1898 гг.) отличается гротескным, иррациональным символизмом. Здесь использован декор, вызывающий ассоциации с формами органического мира. Фасад привлекает внимание динамичным, абстрактным рельефом, напоминающим морских коньков, выполненных в красном и бюрюзовом цветах.
Новое движение возглавил архитектор А. ван де Вельде, который с 1899 по 1914 г. жил в Германии и стал основателем школы прикладного искусства в Веймаре (впоследствии на ее основе был создан Баухауз).
Тенденция антитрадиционализма нашла свое выражение на Дармштадт-ской выставке архитектуры. Ансамбль выставки состоял из домов для художников, здания мастерских, выставочного здания. Здание выставок в Дармштадте было построено по проекту австрийского архитектора Й. Оль-бриха в 1901 — 1905 гг. Оно было сложным и в плане, и в объемной композиции. Здесь использовались яркие открытые цвета: белый, красный, желтый, серый. Доминировала в композиции высокая монументальная башня (Свадебная), построенная в 1908 г. в ознаменование бракосочетания Великого герцога.
В Нидерландах продолжателем идей Амстердамской школы, пытавшейся обновить пластичностью архитектуру протяженных монотонных фасадов секционных жилых домов для новых районов, стал архитектор М. де Клерк. Он строит секционные многоквартирные жилые дома в Амстердаме (1913 — 1914 гг.), в которых часть фасада над входами в здание, за которыми находятся лестница и лифты, причудливо обработана вертикалями с параболическим завершением между дымоходами. В постройках архитектора видно стремление проявить индивидуальность и добиться художественного эффекта высококачественной кладкой, применением крупных объемных элементов (выступов, эркеров, балконов и шпилей).
В группе более поздних многоквартирных жилых домов в Амстердаме (1917—1921 гг.) М. де Клерк промежуток между двумя пятиэтажными корпусами застроил двухэтажными зданиями, образующими угол, который завершен шпилем причудливой формы, придающим живописность и динамичность несколько фантастическому силуэту комплекса. М. де Клерк решал квартал как структурный элемент города, стремясь противопоставить его целостность дробности и измельченное™ индивидуальных домов.
Особое место в истории модерна Испании занимает творчество каталонского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой природной пластике. Ранние работы зодчего были выполнены в эклектике. Их необычность заключалась в переплетении таких стилей, как мосара-бик, мудехар, палатереско, мавританская архитектура. Фасады его построек были облицованы цветной керамикой, рисунок которой напоминает ковровый орнамент. Это явление испанское. Но затем в работах мастера появляется своеобразная вариация модерна, на которую оказали влияние традиции испанского барокко. Отсюда и богатая пластика форм.