Особенно ярко модерн А. Гауди проявился в одной из больших работ зодчего — парке Э.Гуэль (1900- 1914 гг.), расположенном на окраине Барселоны на склоне высокого холма. В основу замысла здесь была положена идея города-сада, для которого характерна усложненная пространственно-планировочная композиция, резко отличающаяся от традиционных регулярных парковых придворцовых комплексов. Участок парка занимает площадь 15 га. Это произведение ландшафтного, пространственного искусства. А. Гауди удалось связать в единое произведение искусства природу и все сооружения. Возникает такое впечатление, что архитектура растворяется в природном окружении.
При входе в парк посетителей встречают два необычных павильона: дом привратника и служебный павильон, предназначенный для ожидания посетителей. Они имеют сложное скульптурное завершение. Обрамление стен из естественного камня и зубцы завершения покрыты цветной керамикой. Вертикаль башни (вентиляционной шахты) дома привратника достигает 30 м.
От входных ворот начинается парадная лестница, ведущая к «дорическому храму», представляющему собой лес колонн. В подпорных стенках размещаются гроты, скамьи. Поражает пластическая форма ограды видовой площадки, которая представляет собой волнистую «бесконечную» скамью, выполненную из цветного стекла, керамики и местного камня. Все малые архитектурные формы ансамбля парка ассоциируются с органической природой и придают ему яркую необычную декоративность.
К известным постройкам модерна А. Гауди в Барселоне относится жилой дом крупного промышленника Х.Бат-ло (1904— 1906 гг.). Здесь автор проявляет виртуозную изобретательность. Силуэт изогнутой кровли, облицованной керамикой, напоминает чешуйчатую спину сказочного дракона. Единственной скульптурой на крыше является башенка, увенчанная луковкой сложной формы. Интерес представляет декор главного фасада, он напоминает кожу дракона и решается в виде цветных вкраплений стекла в поверхность стены. Необычны и ограждения балконов с гигантскими «глазницами».
Еще один шедевр А. Гауди — дом П. Мила в Барселоне (1906— 1910 гг.) — назван по фамилии владельца. Этот дом считается своеобразным манифестом творческих взглядов мастера. Здание не имеет прямых линий и напоминает природное образование. Жители города назвали его «дом-каменоломня». Пещерообразные по форме комнаты группируются вокруг двух внутренних двориков. Фасады дома имеют волнистые очертания стен, мягкие скругления окон, фантастические скульптурные надстройки на крыше (дымовые, вентиляционные трубы и лестницы). «Каменный зверинец» на плоской крыше ступенчатого характера поражает богатством впечатлений, рождая в воображении сказочные образы.
Иллюстрацией оригинального варианта модерна является церковь Святого Семейства — Саграда Фамилия. Строительство этого уникального храма занимает половину жизни А. Гауди и продолжается и сегодня. Храм стал символом преемственности поколений архитекторов. В настоящее время над собором трудятся около 50 зодчих. Строительство храма началось в 1881 г. по проекту архитектора П.Вилляра, позднее его продолжил X. Марторелл, а затем А. Гауди. К 1916 г. А. Гауди выполнил гипсовый макет будущего грандиозного сооружения (он был восстановлен после пожара 1936 г. архитекторами Кинтана, И.Пунг, Л.Бо-нет к 100-летию со дня рождения мастера). В основу образного решения храма положена символико-литератур-ная программа, на его фасадах можно прочесть содержание Нового Завета. Наивысшая отметка одного из шатровых столпов — 170 м. А. Гауди проявил здесь фантазию и изобретательность. Разветвления опор напоминают живые деревья. Ветви колонн перерастают в поверхности гиперболических сводов. Зодчий моделировал своды прямо на строительной площадке. Им были найдены новые конструктивные решения: наклонные колонны, параболические арки, гиперболические своды. Формы вызывают ассоциации со сталактитами и кораллами.
Для творчества А. Гауди характерно новаторство, основанное на постижении красоты и логики природы. Крупнейший и талантливейший мастер модерниссимо, он создал свой стиль, который предвосхитил многие поиски архитекторов и инженеров XXв. Исследователи творчества А. Гауди считают его предшественником экспрессионистов. Он близок к органической архитектуре, его архитектура была предшественницей сюрреализма, для его произведений характерны символизм, пластицизм и яркая образная выразительность.
М.Рагон назвал А. Гауди «поэтом камня», который внес огромный вклад в процесс формирования архитектуры XX в. Ле Корбюзье, побывав в Барселоне и познакомившись с произведениями А. Гауди, сказал: «Я увидел в Барселоне Гауди произведения человека необыкновенной силы, веры, исключительного технического таланта... Гауди — «конструктор 1900 г.», мастер своего дела, строитель в камне, железе и кирпиче. Гауди был великим художником». Своеобразие поисков А. Гауди заключалось в том, что новый строительный материал — железобетон — он использовал для создания органических форм природы в своих сооружениях, подражая скалам, деревьям, морским раковинам и т.д. Он создавал в своих произведениях разнообразные формы растительного и животного мира, виртуозно использовал возможности новых строительных материалов, придавая им необычные формы.
Влияние европейского модерна незначительно коснулось архитектуры США, здесь была представлена разновидность «интернационального» варианта модерна. Основным источником формообразования выступали новые конструкции и новый материал — железобетон.
Модерн получил развитие и в России на рубеже XIX и XX вв. Русский модерн имел стилевое сходство с европейским, но в то же время он обладал своеобразием. Новый стиль здесь прошел несколько этапов в своем развитии: ранний (декоративный или романтический), поздний (рационалистический), а также модерн историзи-рующий, обратившийся к всевозможным стилизациям, модерн с использованием элементов исторических стилей, балансирующий на грани с последовавшим за ним ретроспективиз-мом. Основоположником и ярким представителем российского модерна был архитектор Ф. Шсхтсль, имя которого достойно занимает место в ряду всемирно известных зодчих. Его творчество демонстрирует все многообразие направлений и форм российского модерна. Национально-романтическая ветвь модерна представлена таким произведением, как Ярославский вокзал в Москве (1902 г.), декоративная ветвь модерна нашла отражение и в особняке Рябушинского (1900 г.), рационалистическое направление ярко проявилось в Доме московского купеческого общества на углу Новой площади и М.Черкасского переулка в Москве (1909 г.), а также в здании типографии «Утро России» на Страстном бульваре (1907 г.). Поворот к ретроспективизму проявился в особняке Ф. Шсхтсля па Б. Садовой улице (1910 г.) и др. Характерной чертой его произведений стала стилевая цельность и художественность. Он возрождал искусство архитектуры, ведя неустанный поиск, синтезируя прогрессивные для своего времени черты. Россия шла к новой архитектуре своим путем, но искания русского модерна во многом близки европейскому.
Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусство и ремесла» (1883 г.), влияние которого распространилось по всем странам Европы. Метод модерна во многом основывался на теоретических позициях, выдвинутых еще в середине XIXвека английскими художниками и теоретиками Д. Рескиным и У.Моррисом. Они видели одну из причин упадка искусства в машинном обезличивании продукции, потере вкуса и мастерства. Стремясь к возрождению народного мастерства, Уильям Мор-Рис (1834—1896 гг.) организовал мастерскую для изготовления Мебели и предметов обихода, противопоставив творческий ремесленный труд машинному производству. Идеи народного мастерства вдохновили и архитектора Ф. Уэбба, построившего для Морриса особняк «Ред-хауз» (1859 г.), — один из первых приоров, в котором функциональные особенности здания обусловили общую композицию. Вместо традиционного декора стен он применил простую кирпичную облицовку. Плавные линии, нарочитая асимметрия, общая живописность противопоставлялись академизму декоративных композиций.
Движение «Искусства и ремесла» достигло своей вершины в архитектуре и прикладном искусстве работами Ч.Макинтоша, проповедавшего в английской архитектуре новую конструктивную эстетику, близкую модерну XX века. Наиболее известными его работами являются здание чайной Кенстон (1907—1911 гг.) и Художественно-промышленной школы в Глазго (1897—1899 гг.).
Наиболее широкое распространение этот стиль получил во Франции, Бельгии и Голландии. Идеологами нового стиля в архитектуре были Б. Орта и бельгиец Ван де Вельде, работавший в Германии. Вельде проектировал почти все, что окружает человека — от интерьеров до украшений. Он был пристрастен к созданию насыщенной богатой формы, к закруглению ее элементов и плавным кривым.
В Голландской архитектуре первые шаги от историзма к модерну сделал Г.П.Берлаге. В его Амстердамской бирже (1898— 1903 гг.) романская архитектура имеет более простые формы и открытые металлические конструкции в интерьере. Стеклянная крыша зала делает здание новаторским.
Творчество испанского архитектора А. Гауди носит очень своеобразный характер, несмотря на очевидную связь с испанской готикой и барокко. В Барселоне он осуществляет ряд построек, из которых наиболее значительным его сооружением является собор Саграда Фамилиа (1882—1926 гг., рис. 61). Антонио Гауди, используя новый строительный материал — железобетон, видит в нем прежде всего новые пластические возможности. В домах Каса Батло и Каса Мила в Барселоне (1905—1910 гг.) Гауди использует бетон главным образом для создания традиционно-пластических форм» для имитации форм природы, подражания раковинам, скалам.