Смекни!
smekni.com

Отечественная культура в период Серебряного века (стр. 3 из 5)

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохо­зяйственных наук с 12 институтами.

Серьезнейшим достижением науки было введение стандар­тов, чему способствовал переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд капиталис­тических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

5. Театр, музыка, балет, кино.

Не стояло на месте и театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра.

Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближе­нию с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане «созвучия революции» («Посадник» А. К. Толстого, 1918, «Старик» Горького, 1919, оба в Малом театре). Монументальные и патриотичес­кие образы «Мистерия-буфф» Маяковского (поставлена Мей­ерхольдом в 1918 г.) положили начало созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной ро­мантики, способствовали развитию агитационного театра. Большое значение в процессе развития театральной куль­туры имели творческое взаимодействие и соревнование ста­рейших русских театров, выделенных в группу академичес­ких, таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и вновь организованных - 3-я студия МХАТ, Те­атр РСФСР Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический театр - в Петербурге, Театр «Красный факел» и др. Большой драматичес­кий театр был основан в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, А.А. Блока, М. Горького, А.В. Луначарского как театр героического репертуара. Его председателем и руководителем стал А.А. Блок. Спектакли ставили режиссеры Н.Н. Арба­тов, Р.В. Болеславский, А.Н. Лаврентьев, оформляли художники А.И. Бенуа, А.В. Добужинский, В.А. Щука. Му­зыку для театра писали композиторы Б.В. Астафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н.Ф. Монахов, В.В. Мак­симов, В.Я. Сафронов и др.

На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мей­ерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А. Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с ог­ромным успехом продолжали выступать актеры старшего до­революционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М. Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М. Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ) и др. Одновре­менно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П. Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов, Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М. Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также множество новых теат­ров и театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские театры.

В период, когда закладывались основы художественной советской культуры, важную роль сыграла деятельность му­зыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ип­политова-Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Ва­силенка, А.Ф. Гедике, М.Ф. Гнесина, исполнителей и педа­гогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В. Николае­ва, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссов­ского, Б.Ф. Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Бо­рецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые выдвигается понятие «государственное музыкальное строительством. В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нот­ные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, му­зыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф. Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Ни­колаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В 30-к годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий Дох» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее вы­дающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на современную тематику, напи­санных в послевоенные годы, выделяются «Виринея» С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щед­рина (пост. 1961).

В развитие камерной вокальной и инструментальной му­зыки внесли вклад А.Н. Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин, В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и др.

Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической драматургии. Горский, руководивший труппой Большого те­атра до 1922 г., ставил классику («Щелкунчик», 1919) и но­вые спектакли («Стенька Разин» А.К. Глазунова, 1918; «Веч­но живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.). Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в балетах «Красный мак» («Крас­ный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция 1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) - глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди ком­позиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян («Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворе­ние мира», 1971), Р. Щедрин («Анна Каренина», 1972).

На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы: М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.

Кино попало под пристальное внимание Ленина, оце­нившего огромное эмоциональное воздействие этого поис­тине массового вида искусства. Очевидно, поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые агит­фильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (режиссер Н. Ф. Преоб­раженский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер А.П. Пантелеев), «Восста­ние» (режиссер А.Е. Разумный).

Частные киноателье, находившиеся под контролем госу­дарства, выпустили ряд значительных картин: «Барышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии Маяковского, режиссер Е.О. Славинский), «Поликушка» (1919, по Л.Н. Толстому, режиссер А.А. Санин, в главной роли - И. М. Москвин) и др.

В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать» (режиссер Разумный), в 1921 - истори­ко-революционный фильм «Серп и Молот» (режиссер Чадин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножур­нал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая премия.